Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении школьников

 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения успешно используются психофизиологами для коррекции школьных трудностей и логопедами для коррекции нарушений речи. Целесообразность использования таких упражнений при проведении уроков в начальной школе  обусловлена тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие головного мозга. Основным типом мышления младшего школьника  является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И, как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Постоянное  перенапряжение перерастает в хронический стресс и проявляется в виде нарастающего чувства усталости, отвлекаемости, головных болях. Для предупреждения таких явлений мы предлагаем использовать кинезиологические упражнения не только на специально организованных коррекционных занятиях, но и во время физкультурных минуток на уроках. Кроме того, по мнению психофизиологов, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому неподвижный ребенок не обучаем, и ругать  его за излишнюю двигательную активность на уроке не нужно.

Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин. Поэтому мы отобрали несколько простых и эффективных упражнений, не требующих специально организованного пространства, и предложили их  использовать во время физкультминуток учителю 1 «Б» класса Плехановой О.А.

Чтобы упражнения были результативными,  было рекомендовано придерживаться следующих правил:

  1. Кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня как утренняя гимнастика и на всех уроках без исключения в качестве динамических пауз.
  2. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 20-30 минут в день.
  3. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  4. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  5. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  6. Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
  7. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по одному комплексу составляет одну учебную четверть, каникулы – перерыв.
  8. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).( «Снеговик»  «Дерево» « Тряпичная кукла и солдат» «Сорви яблоки»)

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. («Свеча»  «Дышим носом»  «Ныряльщик»)

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. («Взгляд влево вверх»,  «Горизонтальная восьмерка»,  «Глаз – путешественник»)

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. ( «Ухо-нос»,“Перекрестное марширование”  “Мельница”  “Паровозик”  “Робот”  “Маршировка”)

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. (“Дирижер”,“Путешествие на облаке”).

Упражнения для развития мелкой моторики (“Колечко”  “Кулак – ребро - ладонь”  “Лезгинка” 

Массаж ушных раковин.

 По моим наблюдениям, применение  кинезиологических упражнений в начале коррекционных занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После динамической паузы с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику  улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений  на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности.

Плеханова Ольга Александровна также отметила положительные изменения в учебной деятельности учащихся 1 «Б»  класса после 2 месяцев применения упражнений. Дети  позитивно  реагируют на проведение физкультминуток в такой форме. Внимание  более устойчивое, у многих улучшились навыки письма, меньше ошибок, связанных с неправильным написанием букв «инверсий»). Дети стали спокойнее, меньше устают к концу дня. 

Необходимо  обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

  • Во время урока проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
  • Если же учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
  • Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
  • Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
  • Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и изменения значительнее.

 

 


Что интересного на портале?