Плавно подходим к еще одной важной теме — жесты оратора.
Невербальная коммуникация, телесные параметры, язык жестов – это мощные инструменты оратора. Хочу сфокусировать ваше внимание на фразе – «мощные инструменты». Это действительно так.
По этому вопросу существует известное исследование, я имею в виду исследование о степени влияния невербальных сигналов на аудиторию, с которым Вы, конечно, знакомы.
Вспомним еще раз статистические данные из него. Итак, каким образом распределяется фокус внимания аудитории или отдельно взятого человека, когда он слушает другого:
7% — слова
38% — как эти слова произносятся (скорость, высота голоса, четкость речи и т.п.)
55 % — невербальные сигналы (мимика, жесты, дыхание и т.п.)
Далее, согласно полученных данных, получается, что силу своего выступление можно усилить с помощью невербальных сигналов, или обесценить, если язык жестов использовать не грамотно. Психология жестов – это большая и многогранная тема, которую в одной статье не уместить, поэтому рассмотрим основные (базовые) правила, которые необходимо знать любому оратору.
Итак, Вы вышли на сцену, стоите перед аудиторией. Возможно я Вас удивлю, но самый первый жест – пауза (молчание). Да, именно этот жест привлекает внимание аудитории, и одновременно он является доминирующим и позволяет оратору показать свою значимость и уверенность. На профессиональном сленге означает «захват аудитории». Паузу можно использовать не только в начале выступления, а и во время выступления, когда надо вернуть внимание зала.
Пауза – это сильное начало, это момент, когда четко обозначаются роли. Вы – уважаемый оратор, лидер и профессионал. Зал — это ваш партнер, который готов принять вашу лидерскую позицию и на определенный период времени отдать Вам свое внимание. Чаще всего этот прием используют ораторы-профессионалы.
В произведении Моэма «Театр», главная героиня в сложный момент, когда должен был состояться ее публичный провал, организованный силами «доброжелателей», будучи сильной личностью, держит незапланированную по сценарию паузу, а потом покидает сцену под аплодисменты в полном триумфе. В гримерке она произносит свою знаменитую фразу: «Чем лучше актер, тем дольше у него пауза», которая стала в настоящее время буквально аксиомой для многих людей.
Какая должна быть продолжительность сильной паузы? — Секунды, от 3-х до 10-ти.
Как рассчитать количество секунд? Здесь будет иметь значение размер аудитории, чем больше аудитория по количеству слушателей, тем дольше пауза, и наоборот – для небольшой аудитории необходимо меньше времени. С практикой приходит внутреннее ощущение, когда у публики возникает «пик внимания» и на этом пике Вы можно начинать говорить.
Каким образом молчать? Есть такое выражение, как «многозначительное молчание», очень правильный смысл для нашей ситуации. Вы не просто стоите на сцене и молчите, а уже работаете с залом, собираете взгляды людей, присматриваетесь к ним, определяете их готовность к началу вашего выступления, настраиваетесь на аудиторию и внутренне ощущаете свою уверенность в успехе.
Как выполняется пауза? Пошагово она выглядит следующим образом:
— необходимо определить центральное место на сцене
— правило 90 градусов
— основная стойка оратора
Это все Вы уже умеете. Подробно мы рассматривали данные параметры в предыдущей статье «Искусство публичных выступлений. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)»
— Контакт глазами с аудиторией. Глаза смотрят на слушателей, собираете взгляды.
— На лице доброжелательность и улыбка.
— Важно правильное положение головы в этот момент. Правильная постановка головы достигается следующим образом: мысленно проведите линию горизонта. Это ваш ориентир. Подбородок держите чуть выше линии горизонта. Если опустить его ниже, то будете выражать недоброжелательность, суровость, такой взгляд «исподлобья». Если поднять подбородок намного выше линии горизонта, то будете транслировать свое презрение публике.
Кстати, правильное положение головы во время правильной паузы, я тоже подсмотрела в фильме «Театр», именно так держала паузу главная героиня.
Вот и все секреты сильной паузы.
Теперь поговорим о руках. Когда вы идете на сцену и первые несколько секунд на ней находитесь, ваши руки находятся вдоль тела. А дальше надо с ними что-то делать. Во-первых, никакой суеты, все жесты выполняются спокойно, уверенно, симметрично. Во-вторых, демонстрируете открытую позицию, 80% времени ладони должны быть открытыми.
Существуют базовые позиции рук выступающего, это как общепризнанные правила этикета.
— руки вдоль тела, локти совсем чуть-чуть прижаты к корпусу (поза уверенности)
— ладони рук сложены «домиком» на уровне живота (поза власти)
— одна ладонь лежит на другой на уровне живота, при этом ладони развернуты к животу
— все жесты находятся в плоскости выше талии
— излишняя жестикуляция неприемлема, рукам тоже надо давать отдохнуть
и другие.
Все, что я написала выше это основные правила. Если есть желание, то Вы можете самостоятельно найти дополнительную информацию на просторах Интернета. В этой статье вижу необходимость поделиться еще своими личными наблюдениями и практическим опытом.
В чем я глубоко убеждена, так это в том, что жесты – это наша невербальная речь, которая может и должна отражать нашу уникальность. Это как индивидуальная особенность личности. Ведь мы же обладаем своим уникальным голосом, его тембром и высотой. Мы имеем только нам присущее мышление и по-своему выражаем свои мысли. Наши лица и тела уникальны и неповторимы, и т.д. Если согласиться с тем, что наши жесты — это наша невербальная речь, то становится очевидным, что самые интересные ораторы имеют свой собственный стиль, и их выступления запоминаются, они обладают так называемой харизмой. У них есть особенность походки, запоминающийся тембр речи, «фирменные» жесты. Иногда, во время слушания мы даже не замечаем их жестов, настолько органично они вписываются в речь оратора, только потом просматривая видео (если оно было) замечаем каким красивым образом было сфокусировано внимание слушателей. Предлагаю задуматься о своей собственной системе жестов, которые будут вашей визиткой.
Свою работу над жестами я начала с наблюдения за лучшими ораторами – реальные выступления и видео. Наблюдая за ними, я адаптировала их жесты под свой стиль речи и потом создала свои. Обращаю внимание, что эта моя работа не имела целью их скопировать, а только «пропустить через себя», прочувствовать насколько мне тот или другой жест комфортен, соответствует ли он моим особенностям естественного поведения (походка, плавность движений, скорость передвижения и т.д.).
Самым первым своим «фирменным» жестом я по праву считаю жест, которым рисую в воздухе«п.1, п.2, п.3…». Его я делаю в тот момент, когда необходимо быстро и последовательно перечислить несколько параметров.
Например. «Мое утро начинается с нескольких простых действий. Первое — жест ладонью на уровне плеч, ладонь параллельна полу, ладошка направлена вниз. Фиксирую ладонь в таком положении в течение нескольких секунд. – стакан холодной воды. Второе – снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – комплекс йоги «Приветствие солнцу» По времени комплекс выполняю 15 минут. Третье — снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – контрастный душ.»
Я даже не могу вспомнить, когда этот жест у меня появился, им я пользуюсь уже много лет с момента, когда начала выступать на совещаниях, потом он стал мной использоваться при ведении внутренних тренингов. И любых других выступлений.
Вторым своим фирменным жестом считаю жест, который я позаимствовала из йоги. Назвала его«мудра внимания». Эффективный жест для конкретизации мысли. В йоге есть особые сложения пальцев, позволяющие сконцентрироваться на главной задаче. По аналогии с этой восточной техникой, соединяем указательный и большой пальцы, отодвинув остальные пальцы наружу, и направляем жест от себя в сторону аудитории. Мне нравится делать этот жест одной рукой (правой, т.к. я правша). У аудитории создается впечатление, что Вы буквально на ее глазах, выхватили главную мысль и зафиксировали на ней их внимание.
Например. «Здесь мне хотелось бы отметить два момента. Во-первых, наша группа компаний [существует более 85 — мудра внимания — лет, начиная с 1928 года, а во-вторых – мы имеем в своем составе собственный проектный институт – мудра внимания – который в том числе более 6-ти лет использует BIM-технологии – мудра внимания».
Третий жест, который я использую, впервые увидела на HR-форуме, в котором принимала участие. Мне он очень понравился своей законченностью и энергетикой. Называю его «окончательное решение». Если Вы хотите подчеркнуть правильность своей мысли, как аксиомы, при этом показать свой авторитет и надежность, и одновременно избежать агрессии, то этот жест наиболее уместен. Главное в технике исполнения – без агрессии и доминирования. Выполняется он следующим образом: неторопливый взмах руками на уровне талии, из положения скрещенных в виде буквы «х» рук в положение разведенных в стороны. Держите руки ладонями вниз, как будто расправляете покрывало. Этот жест говорит: «Это мое окончательное решение» или: «Это не подлежит обсуждению». Успокаивающий жест и при этом достаточно уверенный и решительный.
У меня своя коллекция «фирменных» жестов, включая плавные движения руками, разные вариации походки, движения на сцене и т.д. Навряд ли все они Вам будут нужны, собирайте свою копилку, которая будет комфортна для Вас и выделять из толпы.
Удачной работы над жестами!
В следующей статье будем говорить о фокусе внимания и контактах с аудиторией.