Как правило, цель любого выступления – это побуждение слушателей к какому-то определенному действию, которое мы от них ожидаем. Это именно тот смысл, который вкладывается в любое публичное выступление - ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ.
Хорошие ораторы достигают этой цели. Они буквально «заряжают» аудиторию своей энергетикой и, как следствие, продвигают к активным действиям. Существуют исследования в этой области, которые утверждают, что сила энергетики оратора напрямую влияет на слушателей, причем достигается это за счет:
90% – это уверенность в себе и умение убеждать,
и 10% – техника ораторского мастерства.
В моей практике распределение будет другим –
60 % уверенности в себе,
и 40% ораторское мастерство.
Это моя точка зрения, что человек, который больше чем на 50 % перешагнул свой страх и поднял самооценку, может за счет упорных тренировок и технической работы над своей речью, уже создавать впечатление хорошего оратора. В дальнейшей своей практике, отшлифовав мастерство, последовательно придет и к уже выше озвученным цифрам 90 и 10.
Именно уверенность и искусство убеждать является ключевым элементом энергетического заряда вашей речи. В чем мы убеждаем слушателя? Убеждаем в том, что:
- информация, которую мы даем полезная и интересная,
- выступающий является профессионалом своего дела,
- новый опыт/знания/навыки расширят кругозор и могут быть полезны для достижения поставленных целей,
и многое другое.
Как мы это делаем? В данном процессе важны в большей степени не слова и даже не содержание речи, а именно эмоциональная окраска речи, ее форма.
Допустим, если мы будем отдавать распоряжения со сцены, то навряд ли добьемся поставленных целей.
А вот искусство передать залу свою убедительность и положительный заряд, дать прочувствовать силу наших слов, увидеть перспективы от будущих действий – все это и относится к энергетике оратора.
Здесь надо сделать следующую оговорку, что если оратор не достиг цели, то прямая связь с утверждением, что он плохой оратор – отсутствует! Возможно у него была сложная аудитория или другие причины. Многие профессионалы, достигшие высшего пилотажа в ораторском искусстве, могут иногда уходить из зала без аплодисментов, ситуации бываю разные.
Давайте попробуем собрать образ такого понятия, как «энергетика», применимый именно для публичных выступлений.
Вначале предлагаю ознакомиться с мнениями участников, которые уже работали на тренинге по искусству публичных выступлений :
Энергетика это:Позитивная составляющаяНегативная составляющая- скорость протекания внутренних процессов- внутренний темпоритм- внутренний мотор- внутренний заряд- внутренняя скорость личностиЭмоции:- восторг- кураж- эйфория- драйв- спокойствиеи т.д.Действия:
-ВДОХНОВЛЯЮ
- РАДУЮ
- ВООДУШЕВЛЯЮ
Эмоции:истерика- ярость- злость- страх- равнодушие
Действия (запрещенные):
- НАЗИДАЮ
- НАВЯЗЫВАЮ
- ПРЕССУЮ
- Итак, как мы видим, энергетику можно разложить на следующие составляющие:
- Энергетика позитивная и негативная.
Одна воодушевляет, вселяет уверенность в свои силы, а другая наоборот, подавляет, поднимает волну отрицательных эмоций. Оба варианта нужны. Например, когда руководитель отчитывает подчиненного за безответственность и срыв сроков выполнения задания и для этого есть объективные причины, то воодушевление будет неуместным. Чаще всего необходим именно накал страстей в части недовольства и пресечения таких нежелательных действий сотрудника.
Этот параметр отражает степень накала речи выступающего. Что лучше – высокий накал или низкий, снова будет зависеть от ситуации. Это не разделение на хорошо или плохо, речь не об этом. Это разделение отражает соответствие ситуации, уместность определенным условиям. Например, колыбельную малышу не читают призывами, как на митинге по поводу требований увеличения заработной платы. Или диктору телевидения, который сообщает плохие новости будет неуместно использовать эмоционально высокое состояние и голосом предавать яркость события и нюансы возможных ощущений. Ситуация диктует какой выбор мы сделаем.
Этот параметр в большей степени относится к тем инструментам ораторского искусства, на которые оратор может оказывать прямое влияние. Сюда относятся – голос, язык тела, фокус внимания. Это тренируется и приобретается во время обучения и далее мастерство оттачивается на практике.
Параметры поставленной речи:
- уверенность- постановка на публике (правильное начало, выход на публику)- фокус внимания- контакт с аудиторией
- эмоциональная подача голоса/сила голоса
- смысловые акценты- смысловые паузы- чистота речи- дикция
- удобный темп речи
- жесты оратора
Кстати, замечен интересный момент. Если вы действительно хотите стать успешным оратором и начали свой путь с тренировки навыков поставленной речи, то ваша уверенность в себе постепенно начнет повышаться и убеждать своих слушателей вам станет с каждым своим выступлением все легче и легче.