С каждым годом проблема интернет-зависимости у детей становится все более актуальной. Это расстройство негативным образом отражается на восприятии чувства реальности. Если обнаружить его вовремя, можно избежать многих неприятных последствий.
В статье мы рассмотрим, что важно знать об интернет-зависимости среди детей и подростков, как появилось понятие, симптомы проявления, как развивается зависимость от интернета.
Понятие интернет-зависимости
Интернет-зависимость представляет собой аддиктивное поведение, сопровождающееся изменениями психического состояния. Непреодолимая тяга человека к объекту аддикции (вызывает дискомфорт как у ребенка, так и окружающих людей.
Понятие интернет-зависимости получило свое распространение еще в 80-х годах прошлого века. Эту проблему считают результатом интенсивного развития информационных технологий.
В широком понимании интернет-зависимость у детей предполагает любое их взаимодействие с интернетом. Сюда входят как компьютерные игры, так и общение в социальных сетях, пристрастие к электронным покупкам.
Интернет-зависимость среди подростков бывает нескольких видов:- Азартность сопровождается тягой к аукционам, розыгрышам и лотереям.
- Зависимость от онлайн-общения. Ребенок много времени проводит в переписках с различными людьми, в том числе с теми, кого не знает в реальной жизни.
- Серфинг предполагает бесцельное листание страниц сайтов и социальных сетей.
- Киберсексуальная зависимость характеризуется частым посещением порносайтов и тематических сообществ.
- Финансовая зависимость сопровождается сильной тягой к покупкам в интернете.
- Игровая зависимость подразумевает постоянное времяпрепровождение в сетевых играх.
- Зависимость от видео выражается в регулярном просмотре большого количества контента. Зачастую ребенок не вникает в суть тематики.
Наибольший интерес у детей вызывают онлайн-игры и социальные сети. Застенчивые подростки могут создавать в интернете образ, которому они не соответствуют в реальной жизни. Это позволяет чувствовать себя увереннее.
История возникновения интернет-зависимости
Впервые историю возникновения интернет-зависимости стала изучать исследовательница Кимберли Янг. Под ее руководством в 1994 году был составлен опросник, диагностирующий это расстройство. Его опубликовали на сайте Питтсбургского университета. Исследование показало, что у 396 пользователей из 496 есть признаки интернет-зависимости. Результаты исследования были обнародованы на 105-м и 104-м конгрессах психологической ассоциации в Америке.
По мнению Кимберли Янг, интернет-зависимость включает в себя такие элементы:- Эмоциональная привязанность. Предполагает освобождение от неприятных эмоций и переживаний.
- Черты эскейпизма. Характеризуется низкой самооценкой, чувством незащищенности и склонностью к депрессиям.
- Поиск новизны, желание разнообразить свою жизнь.
- Возможность почувствовать себя экспертом в сфере компьютерных технологий.
- Желание постоянно стимулировать свои чувства.
Для обозначения компьютерной зависимости Айвен Голдберг в 1995 году предложил ввести термин Internet Addiction Disorder. Помимо этого, он ввел критерии, с помощью которых можно было определить проблему.
Исследователи Д. Парсонс и А. Холл в 2001 году ввели в общий обиход понятие интернет-зависимое поведение. Оно характеризовало нарушение аффективной, когнитивной и поведенческой функций на фоне избыточного использования интернета. Ученые называли это явление «доброкачественным» расстройством. Считалось, что оно выступает некой компенсацией недостатков поведения в реальности.
Г. Шафер утверждал, что интернет-зависимость по определению патологией не является. Она выступает результатом других компульсивных расстройств. Дж. Грохола с этим мнением не согласился. Он посчитал, что компьютерная зависимость – естественный этап освоения человеком мира информационных технологий.
В настоящее время зависимость от телефона и интернета наблюдается даже у детей дошкольного возраста. Многие из них имеют личные устройства и являются уверенными пользователями ПК. Интернет-зависимость в подростковой среде часто бывает следствием нереализованности в кругу друзей. Ей наиболее подвержены застенчивые дети с низкой самооценкой или определенными проблемами в общении.
Признаки интернет-зависимости у детей и подростков
Если ребенок много времени проводит в интернете, это еще не говорит о наличии зависимости. В век современных технологий интернет дает возможность черпать массу полезной информации. Поведение ребенка следует оценивать комплексно. Желательно обратить внимание на определенные признаки.
К явным проявлениям интернет-зависимости можно отнести:- частые перепады настроения, агрессия при невозможности выйти в интернет;
- нарушение привычного режима сна и отдыха, снижение аппетита;
- скрытность от родителей;
- проведение за компьютером более 6 часов в сутки;
- виртуальное общение со сверстниками стало приоритетнее реального;
- частые пропуски школьных занятий, игнорирование друзей.
К психологическим признакам интернет-зависимости относится и потеря интереса к реальной жизни. Ребенок становится пассивным и раздражительным. Он чаще отказывается выполнять домашние дела и раздражается по любому поводу. Из-за нарушения режима сна и отдыха может снизиться умственная активность. Это провоцирует рассеянность и быструю утомляемость.
Стадии формирования интернет-зависимости
Зависимость детей от телефона и интернета формируется постепенно. На начальных стадиях с проблемой можно справиться своими силами. В запущенных случаях может потребоваться работа специалистов.
Интернет-зависимость развивается в несколько этапов:- Первый этап сопровождается появлением у ребенка доступа в интернет. Он начинает проявлять активный интерес по отношению к виртуальному миру. На этом этапе у ребенка формируется новый мир, отличающийся от реальной жизни. Если у него налажены доверительные отношения с родителями, существует возможность того, что они предотвратят проблему. Следует напомнить ребенку о важности реальной жизни.
- Вторая стадия интернет-зависимости сопровождается формированием туннельного типа мышления у ребенка. Он начинает смотреть на все через призму компьютерного мира. Основная часть его времени уходит на игры и общение с виртуальными друзьями. Любые замечания родителей ребенок воспринимает в штыки. В этом случае необходимо по максимуму занять досуг своего чада.
- На третьем этапе у ребенка стирается грань между виртуальным и реальным мирами. Он перестает взаимодействовать с родителями и сверстниками. При попытках отлучения от компьютера ребенок проявляет агрессию. Любые манипуляции со стороны родителей провоцируют в нем раздражение. Единственным способом избавления от проблемы в этом случае является длительная работа с психологом.
Интернет дает человеку возможность создать то, чего не хватает в реальном мире. В виртуальном пространстве нет никаких ограничений и осуждения. Он может создавать ложное ощущение комфорта. Чтобы у ребенка не возникло зависимости от интернета, нужно по максимуму заполнить его жизнь положительными событиями.