Индивидуальный стиль консультирования (провоцирование-пробуждение)

Индивидуальных стилей, по определению, столько, сколько консультантов, и поэтому нет никакого смысла пытаться их все описать. Однако в стилях есть некоторые тенденции, которые могут влиять на динамику происходящих в процессе консультирования изменений и, следовательно, на эффективность консультанта. 

  • Что требуется от меня как от консультанта, чтобы быть наиболее эффективным?
  • На что мне опираться в выборе своей тактики в каждый данный момент?
  • Чего я ожидаю от своих действий?
  • Как я буду оценивать свою эффективность?

Каждый из консультантов ставит перед собой эти или подобные вопросы, и каждому известно, как сложно найти на них ответ. С одной стороны, эти вопросы еще раз подчеркивают то, что в работе мы сами являемся собственным инструментом. С другой — они указывают на взаимосвязь между нашими профессиональными действиями и самонаблюдением. Наконец, с третьей стороны, они демонстрируют взаимосвязь между тем, как мы наблюдаем за собой («из какого места» мы наблюдаем за собой) и как нам видится цель консультирования.

Остановимся на последнем — представлении консультанта о цели консультирования.

Принципиально можно выделить два типа решения вопроса о цели консультирования: в одном случае целью видится разрешение конкретной задачи или ситуации, в которой оказался клиент; в другом случае «разрешение проблемы» отступает на второй план перед необходимостью осознания клиентом всей сложности жизненной ситуации и всего многообразия имеющихся выборов и альтернатив. Условно говоря, упрощая, первый подход можно назвать ориентированным на цель, а второй — на клиента.

Опираясь на существующие исследования, Е. Nevis (1990) отметил, что в зависимости оттого, как консультант подходит к выбору цели своей работы, можно выделить два основных стиля:

провоцирующий и пробуждающий.

Провоцирующий стиль основывается на представлениях консультанта, что изменения в клиенте происходят вследствие внешнего воздействия и что работа с клиентом может оказаться результативной, только если консультант вынудит или заставит что-то произойти. Действия консультанта здесь уподобляются толчкам или даже ударам, задача которых прорваться в сознание клиента и подтолкнуть его к ответным действиям, влекущим за собой перестройку и адаптацию.

Пробуждающий стиль направлен на пробуждение у клиента интереса к тому, что с ним происходит. Пробудить — значит вызвать изменения в отношении к тому, что происходит.

Целью в этом случае является пробуждение сознания клиента для овладения новыми навыками, чтобы быть более эффективным в конкретной ситуации и в жизни вообще. У консультанта здесь принимающая позиция.

Провоцирующий стиль может описываться как заставляющий клиента изменяться.

В отличие от него, пробуждающий стиль позволяет клиенту проявлять себя.

Дальнейшие представления об этих стилях можно почерпнуть из таблицы, описывающей особенности поведения консультанта в зависимости от выбранного им стиля:

 Таблицацитируетсяпо: Nevis Е. Evocative and Provocative Modes of Influence in the Implementation of Change //The Gestalt Journal, Vol. VI. № 2. 1983. P. 7.

 

Прежде чем делать какие-либо выводы, важно подчеркнуть, что не существует никакого параллелизма между этими стилями и эффективностью оказываемой помощи. Необходимо помнить, что в консультировании, как и в терапии, намерение не гарантирует результат. Существует множество отлично функционирующих консультантов, которых можно отнести к одному или другому из вышеперечисленных стилей.

Важно другое — то, насколько мы умеем наблюдать за собой и насколько наш стиль нами осознан и принят.

 

Исследование индивидуального стиля

Мы хотим пригласить вас к исследованию вашего собственного стиля консультирования. Для этого мы предлагаем вам на отдельном листе бумаги сделать следующую схему: по горизонтальной оси вы будете отмечать уровень подталкивания к изменениям, а по вертикальной — уровень поддержки.

Уровень поддержки уменьшается сверху вниз, то есть наверху он максимально высокий, а внизу минимальный (в нижней точке оси ординат поддержка практически отсутствует).

Уровень подталкивания к изменениям максимален слева и уменьшается вправо.

Таким образом, благодаря пересечению этих осей мы получили четыре квадранта. Теперь пишите слова, характеризующие каждый квадрант, — это будет отражать ваши представления об этом квадранте.

Например:

Этот рисунок поможет вам поразмышлять над собственным стилем консультирования.

Это упражнение можно расширить, если вы найдете двух коллег, которые согласятся заполнить для себя подобные схемы. Кроме схемы для себя, пусть каждый заполнит еще две — по одной для каждого из партнеров: как вам кажется, партнеры могли бы охарактеризовать для себя эти квадранты. После этого у вас троих появится возможность обсудить друг с другом, как вы видите свой стиль и как его видят другие.

 


Что интересного на портале?