«Мальчику» уже за 40. Он – состоявшийся семьянин и профессионал своего дела. В его жизни было разное: и плохое, и хорошее. В том числе и от мамы было много похвал. Но с критикой личности пришло недоверие к похвалам. Иногда в хорошем настроении мама говорила: «Ты самый лучший», но ребенок вспоминал при этом «в кого ты такой уродился?» и не верил ей. До сих пор, говоря о тех детских ситуациях, он чувствует – нет, не беспокойство, а бешенство.
Под гневом прячется страх, поскольку в такие моменты ощущается крушение отношений с близким. Это – трактовка взрослого человека. А ребенок, которому говорят «в кого ж ты такой уродился?», чувствует, что ему отказывают в его жизни. В родительских словах ребенок слышит посыл «ты неправильный», а от этого уже недалеко до предписания «не живи».
Всякий раз, работая с детскими обидами в семейной терапии, мы сталкиваемся с тем, что критикуемый ребенок и критикующий взрослый испытывают одни и те же эмоции – как в зеркале. Гнев и страх у неконструктивно критикуемого ребенка – отражение таких же эмоций у родителя. Родитель тоже испытывает гнев, иначе бы не критиковал! И, как ни странно, – страх.
За ребенка, который делает что-то не так, и за себя – потому что не справляется с родительской функцией. Под родительским страхом зачастую скрывается именно ощущение собственной беспомощности. Отсюда и использование самых сильных и наиболее болезненных аргументов.
Что делать, чтобы у ребенка при восприятии критики не возникало пугающее ощущение угрозы собственному существованию?
1. Ругайте за поступки, хвалите – за личностные качества
Конструктивно
«Не нужно дергать кошку за хвост – ей больно!»
«Если ты продолжишь себя так вести, мне придется тебя наказать…»
«Ты сейчас очень плохо поступил!»
Опасно
«Какой ты жестокий!»
«Ты мне постоянно нервы мотаешь!»
«Ты неисправим!»
2. Говорите о своих чувствах
Конструктивно
«Я очень расстроена, что ты разбил вазу!»
«Мне так тяжело слышать твое вранье!»
«Мне хочется выбросить в мусоропровод все твои разбросанные носки!»
Опасно
«Какой ты неуклюжий!»
«Тебе наплевать на мать!»
«Ты такой неаккуратный, вечно все разбрасываешь»
3. Говорите о его чувствах и состояниях
Конструктивно
«Ты сегодня не успел сделать уроки. Может быть, тебе нужна помощь?»
«Что мне сделать, чтобы ты это понял?»
«Мне кажется, ты и сам сейчас собой недоволен».
Опасно
«Ты – лентяй! У тебя полдня было на уроки!»
«Ты уже не маленький! Почему ты не понимаешь таких простых вещей?»
«Если будешь так делать, то вырастешь неудачником!»
4. Избегайте «двойных посланий» и негативного программирования
Конструктивно
Отдельно: «Ты молодец, что помыл посуду» и «Чашку жаль, конечно, но это не трагедия».
«Люди иногда говорят чепуху. Ты еще научишься в этом разбираться».
«Будь осторожен! Ваза тяжелая и скользкая!»
Опасно
«Ты, конечно, молодец, что помыл посуду, но чашки-то зачем бить?»
«Я не понимаю, как такой умный ребенок, как ты, может верить в такую чепуху!»
«Не трогай вазу – разобьешь!»
Дети не бывают «удобными» и «однозначными», а родители – постоянно энергичными, включенными и компетентными. И тогда мы используем любовь и принятие, которые служат универсальными средствами решения конфликтов.
Евгений Рябовол