Эти упрямые подростки

Подростковость - удивительный возраст. В своем тексте я хочу рассказать не о всех возможных случаях, но лишь о некоторых из них (невроз).

Как правило подростка приводят в кабинет, когда последний такт фантазма еще не закрылся, т.е. формирование психики не оказалось завершено. 

Благодаря этому подростки производят впечатление очень проницательных людей, не слишком заблуждающихся и говорящих взрослым много правды. Собственно почему они так и невыносимы - то что для взрослых не очевидно, то что для взрослых является слепым пятном, читается подростком на раз.

Но сказать, что подростки во всем правы, тоже было бы преувеличением.

Например, одна девочка бросила матери, которая настаивала на выполнении каких то повседневных дел: "Ты только и думаешь, как меня заставить делать что-то, что я не хочу".

У матери же как раз создавалось впечатление, что противодействие ребенка ее требованиям носит отчасти провокационный характер: "Я требую от нее минимально, но такое ощущение, что она просто вынуждает меня заставлять ее делать что-то, что уже невозможно отложить, поскольку могут наступить неприятные последствия". 

Возникает замкнутый круг. Родителя вынуждает ребенок, ребенок борется против требований родителей...

"Заставить" в этом взаимодействии ключевое слово. Девочка фактически говорит матери, что все ее требования базируются не на необходимости, а на том особом удовольствии, которое мать получает от того, что настаивает на своем. Отчасти девочка права - очень многим родителям нравится, когда им повинуются (слушаются или соглашаются с их мнением), и эта мать не исключение. Но в то же время девочка права не полностью - мать с большим удовольствием передала бы больше ответственности девочке и занялась бы уже своими делами, чем вступать в эту странную борьбу.

То что удалось понять этой девочке в результате работы - что требования это та материя, с которой необходимо обращаться в зависимости от сути сказанного, а не в зависимости от факта требования. То есть важно то, о чем говорится, а не сам факт того, что мать посмела ее к чему то призвать. И таким образом, девочка получила возможность управляться с требованиями - какие то отклонять (говорить "нет"), с каким то соглашаться, какие то модернизировать, договариваясь о чем-то компромиссном.

Нужно сказать, что это довольно удачное решение, которое не всегда достижимо.

Иногда такой путь бывает невыносим для некоторых родителей. Сам факт того, что подросший ребенок, может сказать им "нет" и настоять на своем, может некоторых родителей привести к эмоциональному краю, на котором ощущение своей беспомощности, страх потери уважения ребенка, страх перед  различными воображаемыми опасностями  и т.д., совершенно лишает родителя возможности пересмотреть свою стратегию воспитания. Такая борьба чаще всего заканчивается печально. Наиболее частые последствия:  или крах субъективности ребенка, или открытая война между ребенком и родителем, или ложь подростка и как следствие разнообразные неприятные  события, в которые подросток оказывается вовлечен.

Иногда родители, чувствуя свое сопротивление изменениям в семейном порядке, испытывают чувство вины. Трудно согласиться с тем, что подросток поступает по своему и неминуемо наделает ошибок в своей жизни. Родители же изо всех сил желают блага своему чаду, но не знают как подстелить соломки... Здесь стоит поговорить о статусе ошибки в психической жизни. И это отдельный разговор.

Как отнестись к этим сложностям подростковости ??? Я думаю, то что может поддержать родителей в этот непростой период - это представление о том, что этот кризис и для них является некоторой новой жизненной вехой, которая может открыть для них что-то новое в себе и в мире.


Что интересного на портале?