"Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."

40"Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."

Родители часто спрашивают: "Когда нужно начинать учить ребенка быть самостоятельным?" 
Это важный вопрос. Но проблема в том, что для многих - самостоятельность равна безразличию, словно ты своими руками бросаешь не умеющего плавать ребёнка в бурлящую реку и спокойненько так смотришь, как он там барахтается. 
Будем честными - ни один любящий родитель такого не сделает! 

Новорожденный, появляясь на свет, чарует и пугает своей беспомощностью, всепоглощающей зависимостью от родителей. Он тянет свои крохотные ручки и что-то внутри мамы обрывается. В такой момент, она запросто оторвёт лапу голодному медведю, если он, хотя бы посмотрит в сторону её малыша. Заботиться о ком-то, столь в тебе нуждающемся – приятное чувство. Ведь ребенок любит маму безусловно (до того момента, пока не начинает осознавать оттуда берутся киндер-сюрпризы) и ради этой любви мама готова на всё. Одевать, кормить с ложки, бежать по первому крику, покупать всё только лучшее, носить на руках до самой школы, убирать игрушки и т.д. «А самостоятельность это когда-нибудь потом, во взрослой жизни – ещё успеет настрадаться! Сейчас я буду его любить!». 
Действительно, ребенок рождается беспомощным, но темп, с которым он развивается и познает мир, намного быстрее того, с каким родители успевают к этому подстроиться. А ведь есть очень хорошая фраза, помогающая понять, что на самом деле важно в воспитании: 

«Помоги мне это сделать самому!» 

Смысл не в том, что бы делать за ребенка, а в том, что бы научить его быть самостоятельным. И возможно это, только постепенно. А не так, что до 5 лет МЫ, а теперь давай-ка САМ. 
Методика проста: вначале показываем как, потом делаем вместе («рука в руке»), потом сам, но под моим присмотром и только много позже - самостоятельно, со всей ответственностью за результат. И так с каждым навыком. 
Если вам кажется, что вы помогаете ребенку, делая всё за него, ответьте на вопрос: «Как бы вы себя чувствовали, будучи несамостоятельными взрослыми». 
- ощущали себя слабыми и зависимыми 
- были неуверенны в себе 
- были чувствительны к критике 
- избегали бы ответственности и т.д. 

Зависимый, несамостоятельный ребенок чувствует себя так же, только он быстро учится получать из этого выгоду, тираня окружающих, отказываясь пробовать новое, требуя внимания. 

В противовес этому, самостоятельный ребенок, как правило: 
- имеет здоровую самооценку 
- активен и любознателен 
- чувствует себя нужным. Ему доверяют 
- может брать на себя, допустимую для его возраста, ответственность и т.д. 

Психолог Хайди Майер, дает такое определение самостоятельности – это противоположность зависимости от других (а не «делаю, что хочу!» или «разбирайся сам!»). Это необходимость и способность делать всё, что можно в самом раннем возрасте, без помощи взрослых. 

Так, когда же стоит начать, а точнее позволить ему пробовать самому? Когда ребенок пытается перевернуться на живот? Когда тянется к погремушке, кряхтя от напряжения? Когда делает первые шаги или впервые просит сам помыть свою чашку? Да, именно тогда… постепенно, будучи рядом, со всей любовью и поддержкой, которой у вас предостаточно. 

Приучать детей к самостоятельности не всегда удобно. Это требует от родителей времени и крепких нервов. Но результат стоит! 

#dvepoloski29





Старцева Галина

Поделиться:


2018-11-13
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?