Потребность трудиться у ребенка заложена природой.
Обращали внимание на малышей, которые стремятся нести за родителей сумку, как бы помогая им?
Что говорят родители, отмахиваясь от ребенка: «Не надо, ты еще маленький, потом, когда вырастишь, тогда и поможешь».
Ребенок берет тряпку и, подражая взрослому, «вытирает пыль», которая летит разные стороны.
- Отдай, прекрати, не трогай, - кричат родители, отбирая у него орудия труда.
- Ребенок ничего не хочет делать! Всё за ним надо убирать! Он уже и уроки не хочет учить, обленился совсем!
Ребенок стремится дело сделать, а результат, который при этом получился, не удовлетворяет родителей.
Желание трудиться отбивают гневные и порой унижающие ребенка родительские фразы:
- Будешь плохо учиться, тебе место только улицы мести. Из тебя дворник только и выйдет. Всю жизнь будешь кирпичи перекладывать.
Ничего кроме ненависти к труду, страха трудиться эти высказывания у ребенка не вызывают.
Учёба – это тоже труд, каждодневный труд, порой тяжелый труд.
Тогда будет ли ребенок трудиться над задачками и упражнениями, законами и теоремами?
Нет.
Безрадостный труд «из-под палки» не мотивирует на достижение успеха и движению к цели.
А если желание трудиться не сформировано или его отбили упреками, замечаниями, то диагноз «ленивый» ребенку обеспечен.
Лучшее лекарство против лени, если эта «болезнь» приключилась: совместно трудиться с ребенком на благо семьи, а может быть и всем нам.
Наблюдала не раз, как семьи с детьми разного возраста принимали участие в уборке домовой территории, прибрежного морского берега, посадке леса.
Трудились все, как могли, а потом вместе радовались и наслаждались своим трудом.
Когда вырастит истинная лень?
- если родители всё делают за ребенка, исполняют капризы и желания даже до того, как ребенок об этом сказал;
- в семье нет уважения к труду других людей;
- инициатива ребенка под родительским запретом, не поощряется и не поддерживается;
- отсутствие контроля со стороны взрослых и гиперконтроль (крайности всегда вредны)
- при подражании сверстникам, когда в подростковом возрасте потребность принадлежать своей возрастной группе актуальна;
- ложное преставление «я таким ленивым родился»;
Статьи, мотивационные игры для детей и подростков, арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия вам в помощь.
Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas
© Все права защищены. Перепечатка статьи возможна только с ссылкой на этот сайт.