ДЦП у ребёнка: что важно и нужно учесть родителям

Для многих родителей рождение ребёнка с церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Близкие малышу люди испытывают гамму самых разнообразных переживаний: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость при осознании того, что данное заболевание поддаётся коррекции, но не излечению. Стресс от осознания кажущейся безысходности, высокая нервно-психическая нагрузка на семью в целом приводят к разбаллансированности семьи как системы, к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.

Развитие такого малыша часто происходит в условиях чрезмерной родительской опеки, заботы и тревожности. Это понятно, ведь каждый родитель хочет использовать ВСЕ возможности, чтобы их ребёнок выздоровел.

Само понятие "здоровье" в данном случае немного неуместно. Ваш малыш будет развиваться своим, уникальным образом. Никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит сравнивать развитие детей, в данном случае прежде всего нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а также рекомендации специалистов прежде всего медицинского профиля.

Но даже при максимальном использовании всех имеющихся возможностей реабилитации многие дети с ДЦП не достигают общепринятого уровня "здоровья", на всю жизнь оставаясь "особенными", и это нормально.

Важно соблюсти балланс между проведением комплексной медицинской реабилитации и психолого-педагогическим сопровождением: ребёнка с ДЦП необходимо интегрировать в социум, развивая с рождения его потенциал для посильной социальной адаптации.

Чрезмерная родительская мнительность и тревожность ведут к изоляции таких деток, что негативно сказывается на развитии их эмоционально-волевой сферы: малыш может вырасти несамостоятельным в решениях и действиях, ощущать повышенное чувство незащищённости, имея пониженную критичность к себе, он может быть повышенно требователен к окружающим в плане заботы других о себе.

Развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающим миром). В силу гиперопеки могут страдать коммуникативные способности ребёнка, обуславливающие снижение его самооценки, неуверенность в себе, замкнутость.

И чем выше потенциальный уровень интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, ведущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессивные наклонности.

Поэтому родителям необходимо соблюдать ряд правил взаимодействия с "особым" ребёнком:

Поощряйте активность и самостоятельность малыша. Начиная с малого, постепенно по мере возможностей давайте делать ребёнку то, что он реально может сделать. Нужно помогать ребёнку, но именно помогать, а не делать за него. Самое сложное в данных ситуациях - видеть неудачные попытки, усталость, а порой и отчаяние маленькой личности. Но не отчаивайтесь, на ошибках учатся. Будьте последовательны. Создавайте ситуации, где малыш может проявить себя. Великий подвиг родительской любви - научить малыша делать то, на что он способен, спокойно, с пониманием и любовью. Верить в возможности и силы малыша, ибо кто если не Вы поддержите его и укрепите его уверенность в собственных силах.

Постоянные упорные тренировки каждый день. Любое развитие (и физическое, и умственное), происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступень своего развития ребёнок должен пройти, прежде всего, сам, и, конечно, в сопровождении любящих родителей. Поэтому так важно поддерживать на высоком уровне родительский ресурс. Если Вы чувствуете себя "на нуле", запомните, прежде всего нужна помощь ВАМ, потому что спокойная, выспавшаяся и довольная мама для малыша важнее подвижничества и изведения себя до критической отметки низа стрессоустойчивости. А уже затем можно и нужно заниматься с ребёнком - методично, постоянно, целеустремлённо. Необходимо развить и поддержать активность ребёнка, последовательно ставить перед ним всё более сложные цели. Каждая уступка лени в отношении собственного духовного и физического спокойствия и возобновления своих родительских ресурсов - это предательство своего ребёнка. Занимайтесь собой, своим внутренним миром, чтобы адекватно помогать малышу! Это важно.

Выученная беспомощность родителей. Если вы поймали себя на мысли, что больше не можете смотреть на неудачные попытки ребёнка, что Вам легче сделать что-то за него, поймите, Вы сейчас жалеете не его, а себя! Во благо дальнейшей жизни - вашей и ребёнка - Вы должны дать ему шанс постоянно учиться чему-то новому. Не останавливайтесь в своих стремлениях! Жизненно важно активизировать ВОВРЕМЯ сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым дать ему возможность компенсировать дефект, то есть создать в головном мозге пути и связи, которые будут действовать, обходя поражённые участки, тем самым способствуя выживанию ребёнка. Цель воспитывающего родителя - создать возможности для полноценной жизни ребёнка, в меру его психофизических возможностей и способностей. Нужно по возможности компенсировать физические недостатки интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием. Очень важна творческая активность ребёнка, умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания - всё это может дать возможность чувствовать себя гармонично в среде сверстников.

Безусловное принятие ребёнка и его особенностей родителями. Да, малыш такой. Нужно принимать его таким, какой он есть, не отрицая его ограниченных возможностей. Возможно, он никогда не сможет в жизни ... (чего-то, неважно чего). но у него может быть и должна быть своя, счастливая, особенная Жизнь! И эту возможность любящий родитель может и долен реализовать. Помните, что, отрицая дефект ребёнка, вы можете вызвать нарушения в его личностной сфере, способствовать повышению его нервно-психического напряжения, появлению у ребёнка ощущения себя беспомощным, неумелым, "не таким". Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Ваш девиз может быть следующим: "Необходимо достичь как можно большего там, где это возможно".

"Особому" ребёнку нужно то же самое. что и здоровому: осмысленная забота и любовь родителей.

-Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Ребёнок с ДЦП - ребёнок с физическими недостатками, но стоит помнить, что он (она) прежде всего ребёнок, со свойственными ему потребностями и желаниями. Многие люди со здоровыми руками и ногами имеют серьёзные недостатки: сложный характер, ложные нравственные ориентиры и прочее. Предоставьте ребёнку самостоятельность там, где это уместно. Право принятия решений также должно быть учитываться, уважайте это право!

-Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что счастливые мама и папа - самый лучший вклад в его воспитание и будущее. Исключите неприязнь к ребёнку, свои отрицательные эмоции, направьте свои усилия в том числе на  формирование спокойной внутриличностной позиции мамы прежде всего, на заботу о ней (как о себе самой, так и со стороны родственников), а также на  сплочение семьи. Научитесь, общаясь с ребёнком, генерировать в себе радость, дарите свет, тепло и любовь как малышу, так и друг другу. Следите за своим внешним видом и поведением. Будьте образцом поведения для подрастающего ребёнка.

-Организуйте свой быт так, чтобы никто не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни. Пусть старшие родственники по возможности предоставят хотя бы малое время родителям, чтобы побыть наедине, отдохнуть без забот о ребёнке. Выделяйте по возможности 1 день, когда вы ничем не занимаетесь, кроме как своим личным отдыхом и как родителей (муж+жена), и/или по отдельности можно отдыхать и набираться сил вне дома, черпая их в любимых занятиях, встречах с друзьями и прочем.

-Не бойтесь отказать в чём-то ребёнку, если считаете его требования чрезмерными. 

-Чаще разговаривайте с ребёнком. Не стесняйтесь и не бойтесь реакции окружающих, гуляя с малышом на улице! /В моей практике встречались родители, гуляющие с ребёнком с ДЦП только в темноте, чтобы никто из окружающих не видел./ Нужно гулять при солнечном свете!  2 часа в день на прогулку должно быть нормой. Старайтесь найти малышу друзей среди сверстников. Помните: Вы подарили малышу этот прекрасный мир, покажите ему его, наслаждайтесь им вместе Никакие планшеты, телефоны и компьютеры не заменят ему Вас. Кроме того, вся эта техника усугубляет нарушения внимания, встречающиеся у таких детей.

-Чаще сами встречайтесь с друзьями, приглашайте их в гости. Находите семьи, где есть дети с ДЦП, дружите семьями. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

-Больше читайте, в особенности художетвенную литературу. И помните, необходимо читать и ребёнку, особенно перед сном.

-Не изводите себя упрёками! В том, что у вас "особый" ребёнок, вы не виноваты. Цените и поощряйте достоинства, малейшие позитивные изменения ребёнка, давайте ему шансы почувствовать свою ответственность и значимость. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с ребёнком.

-Помните, что когда-нибудь ваш ребёнок повзрослеет и ему прийдётся жить самостоятельно. Уже сейчас готовьте ребёнка к будущей жизни, говорите с ребёнком о ней.  Верьте сами и вселяйте в ребёнка абсолютную веру в обязательный успех! Поверьте, ваша вера окупится сторицей. Все выши усилия должны быть направлены к одной цели: чтобы со временем ваш "особый" ребёнок стал достойным, полноценным членом нашего общества.

 

 

Алферьева Екатерина

Что интересного на портале?