Песок – уникальный природный материал. Игра с песком известна ещё с древности как процесс спонтанной «самотерапии». В поле зрения ребенка оказывается два лотка прямоугольной формы, имеющие дно синего цвета, ассоциирующееся с водой или морем. Один лоток предназначен только для сухого песка, тогда как во второй можно добавлять воду. На полках для свободного выбора ребенка доступны различные фигурки и сказочные персонажи, которые способствуют инициации спонтанной игры. Сюжет этой игры может носить разнообразный характер.
Практика показывает, что ребенок отображает и разыгрывает актуальные и значимые для него ситуации. Часто темой сюжета являются скрытые глубоко в бессознательном события из раннего детства, сдерживаемые на протяжении долгого времени чувства, волнующие переживания… Удивительное явление в песочной терапии – привязанность к определенным фигуркам. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она воплощает определенный смысл и является отражением актуальных чувств. В процессе этой важной игры ребенок осуществляет «перенос» внутренних психических процессов (эмоций, чувств, актуальных ситуаций) на миниатюрные предметы. Посредством этого «переноса» происходит актуализация психического процесса во времени и пространстве моделируемого в песочнице мира. Ребенок имеет возможность увидеть «картинку» в целом, посмотреть на себя и свои переживания со стороны. И это является большой психической работой, осуществляемой в игре. Психолог выполняет поддерживающую роль помощника или проводника, который вовремя, когда это нужно или необходимо, отражает чувства ребенка, произносит интерпретации, производит обобщение. Спонтанно и свободно проигрывая сюжеты в песочном мире, ребенок связывает свои чувства с игрой, устанавливает контакт со своими эмоциями, обретает смысл. Детская игра на самом деле имеет большое значение в жизни ребенка, таким образом, находя ресурсы и выходы из сложных ситуаций в игре, ребенок способен применить это и в своей повседневной жизни. Например, способность выстроить новые, более конструктивные способы поведения, научиться по-другому относиться к событиям, которые раньше находились даже вне области осознания, найти поддержку в трудных для ребенка ситуациях. Песочная терапия имеет ещё параллельное, косвенное воздействие – это развитие мелкой моторики, координации движения, связной речи, эмоционального интеллекта, а значит и интеллекта в целом.
В детстве закладываются самые важные жизненные качества для будущего формирования и развития ребенка. Песочная терапия для ребенка – это возможность создать собственное психологическое пространство, научится ориентироваться в этом пространстве и осознавать свои возможности на протяжении всей дальнейшей жизни.