Решила поделиться с вами основными позициями в воспитании детишек с точки зрения Этической педагогики и психологии, коими и сама успешно пользуюсь.
Входя на свой приусадебный участок, мы считаем своим долгом знать: когда надо пахать и сеять, как поливать и пропалывать, чем окучивать и удобрять, собирать ли урожай… А вот в саду Жизни ребёнка мы порой не ведаем, что творим, пропустив Весну и Лето, можем начать разбрасывать семена в декабре, надеясь на всходы в феврале…
Как же и что нужно сеять? Как помочь ребёнку устоять в добром против жизненной непогоды? Как не затоптать посеянное с рождения?
Для этого надо знать хотя бы о существовании этико-психологического становления детей и об основных законах запечатления: то, что запечатлевается в душе ребёнка в период от рождения до 12-ти лет, начинает «проигрываться» в самостоятельных поступках в период от 12-ти до 24 лет. Причём то,
- что посеяно до 3-х лет (период формирования образа семьи), с максимальной силой проявится в диапазоне от 21-го года до 24-х лет (период создания своей семьи),
- что с 3-х до 5-ти (период формирования умения общаться) – в возрасте с 19-ти до 21-го года (новые знакомства, дружба).
- возраст 5-7 лет (период формирования умения трудиться) отзовётся в 17-19 (профориентация, выбор пути),
- возраст 7-9 лет (период формирования умения учиться) – в 15-17 (период активного самообучения) …
Помня эти периоды, выясняя проблему, всегда уходим в детство. Когда я начинаю консультацию с родителями про их детей, задаю вопрос: «Что вы дадите своему ребёнку, отправляя его в лес?»
Ответы родителей самые частые: рюкзак, еду, тёплые вещи, спички, воду, телефон, нож, компас… ОДНОГО НЕ ПУЩУ!!! – частый ответ мамочек)))
Можно, конечно, нагрузить ребёнка, как вьючное животное, дать всё-всё-всё сразу, что может ему пригодиться в ЛЕСУ ЖИЗНИ. Ноша будет тяжела…
Лес – это как жизнь, никогда не знаешь, кого там встретишь, чем придётся заняться уже за первым поворотом, за первым деревом, какие опасности или удовольствия нас и их ждут…
Однако, дать КОМПАС – компас жизненных ориентиров ВАЖНО!!! Что бы нашего ребёнка там ни ждало, научите его различать стороны света – добро и зло, хорошо и плохо, полезно и опасно, можно и нельзя, помощь и игнорирование, делание и не делание…
Научить ЧИТАТЬ – читать книгу жизни ВАЖНО!!! Ребёнок «читающий» всегда поймёт состоянии окружающих, чувства, заметит сигналы опасности или безопасности, всегда найдёт нужный канал информации, а значит и путь…
Научить ЖИТЬ – самое важное базисное умение! Жить в любом «лесу», при любых обстоятельствах, после всех испытаний, даже после встречи с самим собой, и выбрать - оставаться человеком…
Когда родители знают что и когда происходит и мудро воспитывают каждую секунду, им не придётся бегать по грядке в саду Жизни, возмущаясь: «Почему здесь свёкла выросла, а не морковка? А тут почему сорняков так много?»
Мудрый родитель знает, что покупая новую книжку, игрушку, он не изучает предмет ради предмета с ребёнком, а воспитывает на материале книжки, игрушки; делая что-то вместе с ребёнком, он не просто заполняет время, он даёт ориентиры, учит считывать информацию, формирует внутреннюю Картину мира своего ребёнка. Чтоб потом поступки не превратились в проступки…
Только посеянные (лучше вовремя, в нужный период) зёрнышки могут прорасти в наших детях! Потому мамы и папы вперёд, сеять, учить, любить! Чтоб потом не бояться отпускать своих чад в лес)))
Занятия с малышом (даже уже и не с малышом) по 15 минут в день (только КАЖДЫЙ день!) – домашние встречи-капельки, дадут шикарные результаты, гармонизируют оба полушария мозга, расширят Картину мира:
- День диспетчера - понедельник
- День звука - вторник
- День знаний - среда
- День зрения - четверг
- День речи - пятница
- День мышления - суббота
- День тела и День творчества - воскресение
Один пример задания для Дня мышления (для деток от 5 лет): Я смотрю в одно окно, вы смотрите в другое. Я вижу за деревом мальчика, вы его не видите. Сумею ли я доказать, что за деревом есть мальчик? Сумеете ли вы доказать, что мальчика нет? НЕТ. Что делать? Мы должны поменяться окнами. Что делать, если такой возможности нет? Дети всегда отвечают верно: «Нужно поверить друг другу!»
Вера и Общение дополняют нашу картину мира.
Каждое окно – отдельный предмет изучения этого мира, все вместе формируют общую картину мира ребёнка: математическая, музыкальная, химическая, историческая, языковая и т.д. Вот так легко и просто можно объяснить ребёнку-школьнику, почему нужно учиться, почему каждый предмет в школе важен.
…вот такой Философский сад камней… вот такая Культура мышления, Картина моего мира… вот такая педагогика и психология…