Что такое Дух в свете современной христианской психологии

«Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9)



Категорию Духа  можно  без  преувеличений  считать  основной  категорией  всего мистического, эзотерического, оккультного и  религиозного.  Во всех  существующих  религиях мира,  включая  христианство и православие,  категория  Духа (духа)  является основной,  поскольку Дух -  это понятие, выступающее  одним  из  синонимов Бога, а  точнее  одна из Ипостасей Бога  в  аспекте  Духа  Святого.

«Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4; 24)

Категория Духа является основной и в  парадигме  магии и  шаманизма,  где всё  строится на  взаимодействии с  духом, а  точнее  различными  духами и   сущностями.

Традиционно  под категорией Дух понимается некое абсолютное начало  бытия или  та  совершенно невещественная и  нематериальная сила, которая является  первоисточником всего  сущего или  той  первичной  энергией,  которая  создаёт тварный  мир и  дарует жизнь,  восприятие  и осознание  всему  живому и  одушевлённому.

В  мифологическом и  религиозном понимании  под Духом  чаще  всего понимают некое  сверхъестественное бестелесное существо, наделённое собственной волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия. 

Религиозное сознание рассматривает  Дух как главную  творческую  и движущую силу, присущую преимущественно всему живому,  включая  и человека, созданного по  Образу  и Подобию  этой  творческой  силы.

Категория  Духа  является настолько  ёмкой  и всеобъемлющей,   что  кроме  понятия Бога,  вмещает в  себя  множество  и  других  совершенно  самостоятельных понятий и категорий:

  1. Дух – Бог, как бестелесное личностное существо,
  2. Дух - ангел (Пс.103:4),
  3. Дух - человеческая душа;  душа почившего человека,
  4. Дух - высшая познавательная сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога и  духовный  мир,
  5. Дух - сила внутренней  устремлённости  или настроенности  на  что-либо,
  6. Дух – нрав, характер  например, человека,
  7. Дух – настрой или  настроенность  сил  души  (пример: воинственный дух);
  8. Дух - суть (пример: дух произведения, дух эпохи, времени и т.д.),
  9. Дух – побуждающая сила и энергия к  действию (им руководил бунтарский  дух и т.д.).

Кроме  того, духами называют бестелесных  сущностей и  бесов в  аспекте  падших духов.

В  данной  связи перед каждым  человеком, кто интересуется духовной тематикой  и проблематикой встаёт резонный вопрос понимания категории Дух (дух)  не в  мистическом или религиозном, а  в  психологическом  смысле,  как  наиболее  доступном и  универсальном.

Иными  словами,  в связи с существующей  многозначностью  и  неопределённостью  данной  категории,  встаёт совершенно резонный  вопрос её определения в  рамках  парадигмы  психологии и в  частности психологии христианской и православной в  которой исследованию данной категории было  уделено много внимания.

Традиционно в христианстве и православии  под категорией Духа  понимают не столько  Бога Троицу  вообще в  трёх  Ипостасях - Бога  Отца, Бога  Сына   и  Бога  Святого Духа,   а  именно третью  ипостась  - Святой  Дух,   как  действующее  начало  Святой Троицы.

Святой Дух в обыденном понимании  -  это совершенный,   чистый  или  божественный Дух, который  единосущен Богу  Отцу  и Богу Сыну.  

От Двух Других Лиц Святой Троицы  (Отца  и Сына)  Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

В  материальном мире  не существует  прямых  аналогов подобному принципу исхождения  и  движения  энергии. Из  наиболее  близких  аналогий  святые  отцы  приводят  аналогию  Солнца,  сравнивая исходящие  от  него  тепло и  сияние с исхождением Святого Духа  от Бога Отца.

 «Не злословьте против Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица – Существо же едино. Посмотрите на солнце, от Бога в образе Святой Троицы на небе поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние – подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же Отца исходит предвечно.» (Св. Кирилл, Притчи человечества, Беседа  с  сарацином)



Сам принцип постоянного  исхождения  энергий  Святого Духа  из  единого источника (Бога Отца)  можно  в  самом  грубом  приближении  соотнести и с  принципом  Божественного  «Хостинга», как  необходимой  духовной  среды,  создающей возможность существования всех прочих живых  и  неживых  форм.  Как  благодаря «хостингу» все  пользователи  глобальной сети  получают  доступ к  своим  информационным  ресурсам,  так  и  благодаря  «Божественному хостингу»,  связанному с  исхождением  энергий  Святого Духа,  все  живые и  одушевлённые  существа получают энергию  и  информацию жизни.   

Таким  образом, Дух  можно соотнести с «холстом», как  невидимой  энерго-информационной  основой  для любой  картины жизни.  В  этом  отношении воспринимаемый  нами материальный   мир в  значительной мере виртуален в  действительности,   поскольку картинка  мира у  каждого человека буквально собирается в   мозгу из  сенсорных  данных  5-ти  основных  органов чувств.

В  этой связи  категорию Дух (дух),  как  с  большой,  так  и с  маленькой  буквы, можно соотнести с  некой  невидимой энергией  или силой, которая постоянно находится  как  бы за  кулисами  бытия,  но  тем не менее,  незримо определяет бытие,   поскольку  и является  главным  и   единственным  источником энергии жизни.

На  этот счёт у  отцов  церкви  есть чёткое понимание принципа тримерии мира  и  человека, предполагающего три уровня утончения материи -  тело,  душа,  дух.

«Жизнь есть соединение и сочетание ума (духа), души и тела; а смерть есть не погибель этих сочетанных (частей), а расторжение их союза;»  (Добротолюбие, Т. 1,  Преп. Антоний Великий, О доброй  нравственности и святой  жизни)

По этому  определению  отцов  Добротолюбия  жизнь  -  это не  вовсе  не способ  существования  белковых тел,   а  соединение в  одно  целое Духа,  души и  тела. При  этом  прекращение жизни -  это  разделение Духа,  души и  тела на  отдельные составляющие при  котором  тело превращается в  неструктурированный  разлагающийся белок,   поскольку лишается главных движущих основ -  души  и  Духа.

Аналогично  и  душа,  как  тонкое  тело, утрачивая  связь с  Духом (Богом) становится также  мертва, как  и  тело.  Поэтому  Дух – это  единый источник энергии жизни  для всего одушевлённого, как  живого, воспринимающего и осознающего.  

«Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога (Духа) от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова» (Григорий Палама,  Антропология)

Таким  образом, Духом  можно считать  единый  для  всего  живого  и осознающего источник  энергии  жизни,  которая  движет  и  телом и  душой  и умом  любого живого,  т.е. одушевлённого существа,  будучи  при  этом  и  личностной  и  глубоко осознанной.

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (Св. Феофан Затворник, Что  есть  духовная  жизнь  и как  на  неё настроиться, Письма,   10. Всеобщность  веры в  бытие Божие как проявление духовной  жизни.)

Из святоотеческих творений известно что образность и подобие человека  Богу, как Духу, имеют  отношение  не  к  телу, а  исключительно  к  душе  и  уму, как  высшим субстанциям:

«Не по органическому устроению тела человек есть образ Божий, но по мысленному естеству ума, не описуемого телом, долу тяготеющим. Ибо как Божеское естество, вне всякой твари суще, не описуется, как неопределимое и нетелесное, некачественное, неосязаемое, неколичественное, невидимое, бессмертное, необъемлемое и отнюдь нами не разумеемое: так и данное от Него нам мысленное естество, как неописуемое, не телесно есть, невидимо, неосязаемо, необъемлемо, и есть образ бессмертной и присносущной Его славы.» (Преп. Никита Стифат, Третья  сотница умозрительных глав  о любви  и совершенстве  жизни. 4)

Собственно само подобие  человека  Богу (Духу)  многие  отцы связывают только с  умом, причём,  высшим  духовным  умом,  как духом  человека.

«Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание.»  (Св. Григорий Синаит, Добротолюбие, Т. 5, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве)

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святаго Духа» (Св. Игнатий Брянчанинов, Аскетические  опыты, Т.2)

Таким  образом, Дух можно  рассматривать  не  только  в  качестве  энергии  жизни,  но  и  той  силы  человека,  которая отвечает за чистоту  и совершенство человеческого сознания  в  аспекте высшего мышления (духовного сознания), которое  и  делает  человека подобным Богу, как  уму совершенному и бесстрастному:

«Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения» (Добротолюбие, Т. 5, Никита  Стифат, С.144).

«Бог, Ум безначальный и бесконечный  и вместе  любовь бесконечная  и Правда родил безначальное   премудрое  и личное Слово и производить Духа  Святого  собезначального, выражение своей премудрости  любви  и правды – единосущные  и сопресносущные  Лица». (Св. Иоанн Кронштадский, Созерцания и чувства христианской души, Дневники 1904 г.)

В  данной связи можно  сделать  вывод  о  том, что Ум Божий  и  ум  человеческий в  духовном  смысле  соотносятся  между  собой,  как Дух  большой  и  дух  малый.

При  этом под  умом человеческим  понимается  вовсе  не  рассудок,  не рациональное мышление (разум)  и  не  интеллект, а  совершенно  особый  тип  высшего  ума  сердца,  именуемый  духовное сознание.

Под умом  сердца  понимается  иной  тип ума  и мышления,  именуемый   умом  «вертикальным»  (богонаправленным),  который  очень  сильно  отличается от ума  «горизонтального» (миронаправленного),  как повседневного. 

«Вертикальный»  ум, как  ум  духовный  или  ум  сердца, развивается по  совершенно  иной схеме, чем  рассудок,  разум  и  интеллект и потому вертикальный  ум является достоянием  очень ограниченного числа подвижников, причём,  зрелого возраста (как правило за  60 лет). Это  связано с  тем, что духовный   ум,   представляющий  собой наиболее утончённую гиперсеть сознания,  развивается только тогда,  когда  у  человека  уже развиты  гиперсеть  мозга  и  разума.  С учётом  того, что гиперсеть  мозга создаётся в  среднем  до  30  лет,   а  гиперсеть  разума  до  60 лет, то  сеть  духовного сознания  или  вертикального ума может  создаваться  только  в   зрелом  возрасте и как  правило  после  50 – 60 лет.  Этим  феноменом и  объясняется феномен духовной  мудрости и старчества. 

Таким  образом, духовное развитие человека можно напрямую соотносить с  развитием духовного сознания,  как «вертикального» ума,  который  проходит три  стадии развития:

  • телесное состояние (до 30 лет) - нейросеть  мозга  (рассудок,  разум),
  • душевное состояние (от 30 лет до 60 лет) - гиперсеть  разума (разум,  интеллект) мышление),
  • духовное состояние (от 60 лет) -  мета  сеть  духовного сознания (духовное сознание).

Если  учесть,  что Дух Божий -  это Дух  Святой  по   определению, то  таким  образом дух человека, как высший  ум,  имеет  возможность  для  соединения с Духом Божьим по единственному критерию – чистоты духа человека, как  утончённости  ума.

«Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроено состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах; так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (ср.: Притч. 8, 8). Снег блестит, но не показывает в себе образа тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов, потому что и в нем есть какие-то мелкие пузыри. А в воде, по причине ее гладкости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни не способна к принятию в себя Божия действия. Посему, когда душа, посвятив себя всякому подвигу  добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге, и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара; потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно» (Свят. Василий Великий, Творения, Ч.4, 8).

В  этой связи  становится более понятно,  почему  именно чистота  духовного сознания человека   является  отражением  его божественности  или  степени  обожения.

 «Дух пишет на сердцах более или менее; по мере предуготовительной чистоты пишет или для всех явственно. или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием» (Свят. Василий Великий, Творения, Часть 1, 277).

Таким  образом,  духовность  человека можно  определить, как степень чистоты  духовного осознания,  которая приближается  к  божественной чистоте  или  чистоте Святого Духа, как всесовершенной.

Если исходить из  того,  что  вертикальный  духовный  ум, как  высший  ум  сердца,  совершенно не  тождественен  интеллекту, разуму и  рассудку,  как  горизонтальному уму  сети  головного мозга,  то обретение чистоты  духовного сознания   можно в  полной мере  соотносить  с  выходом ума  из  сети  мозга  и  вхождением  в  область  духовного сердца,  как  места сосредоточения духа,   поскольку именно  сердце человека  является вместилищем  духа  и духовных сил.

«Они (силы  души – ум, чувство, воля) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце)  справедливо  почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных.»  (Свят. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425)

Вот  почему  именно  эта  задача  соединения  ума  головы  с  сердцем и является  в  христианстве  и православии  основой  умного  делания  и залогом спасения души,   поскольку сердце – это то  самое  место,  где  и  встречаются  дух и  Дух  или  ум  человека  и Ум Бога.

«Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая — одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.» (Свят. Исаак Сирин, Слова  подвижнические, слово. 2)  

В  данном  случае потщись войти  во  внутреннюю  клеть  буквально  и  означает -  постарайся войти  умом и восприятием в  духовное сердце  и из  него  ты  узришь Бога,  т.е. Дух.



По  той причине,  что  сама по себе, непосредственно, сущность Бога, как и три Ипостаси Его  (Отец, Сын, Святой  Дух), нам абсолютно недоступна, мы  можем  познавать Бога  (Святой  Дух)  только  через  Его энергии.

Как это  ни парадоксально,  но  Божественные  энергии и в  частности нетварные  энергии благодати настолько проницаемы,  что оказываются доступны  для  и досягаемы  для  сердца  человека,  но  не  для  рассудка,  разума  и интеллекта.

Вот  почему благодать  Святого Духа  можно  почувствовать  всем сердцем, но  при  этом  её совершенно  не  с  чем сравнить  и  невозможно  выразить  ни  умом ни  рассудком.

«Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов»  (Преп. Антоний Великий, Добротолюбие, Т.1, Наставления святого Антония Великого, 58).

            Таким  образом, только  те  люди, у  которых актуализировано духовное  сознание  сердца  и  чисто  само  сердце,  могут периодически ощущать своим  духовным сердцем тончайшее и сладчайшее, как  говорит святой Антоний,  благоухание Святого Духа.

            Именно по этой причине и сам Христос, как Вторая Ипостась Пресвятой Троицы  и Сын Божий на  этот счёт говорил  «…ибо чистые  сердцем Бога  узрят» (Мф. 5; 8)

            В  данной связи становится более  понятна важность  таинства  покаяния,   как  вертикализации  мышления  или  обращения  горизонтального  ума  внутрь  сердца. При  этом  не   меньшее  значение  приобретает и  важность  очищения самого сердца,   как области  духовного осознания  и восприятия.

            К сожалению в современном  христианстве  и православии  в  силу схоластики  и доминанты нравственного  богословия,  тяготеющего к морализму  и  обрядоверию, под  очищением духовного сердца  сегодня  понимается  не столько развитие духовной осознанности  и  рассудительности, как  высшего  ума,  сколько развитие законопослушности,  добропорядочности  и совестливости.

Законопослушность  и  совестливость -  это, несомненно, важные для  каждого  христианина нравственные  качества,  которые  важны в  повседневной  жизни,  но они практически не  имеют  никакого  отношения к  духовной осознанности и  духовному  уму,   поскольку  являются качествами  телесно-душевного и  душевного ума.

Духовный ум, как ум совершенный, развивается очень  специфическими методами т.н. «умного  делания», которые сегодня в  основной массе  утрачены  или являются  уделом  очень ограниченного числа подвижников, аскетов или  монахов – исихастов.

            Для  актуализации  духовного ума,  как высшего  мышления сердца,  существует по  сути  только один инструмент, которым  является  умное  делание  и  в частности внимательная, умная  и Иисусова  молитва,  обращённая в  сердце. 

Вот  почему  умную и  внимательную  молитву святые  отцы  называли  главным инструментом богообщения  и высшего  мышления.

            «Молитва есть беседа ума с Богом. Какого же состояния должен достичь ум, чтобы он был в силах неизменно простираться к своему Владыке и собеседовать с Ним без всякого посредника?»  (Авва Евагрий Понтийский, Слово о молитве, 3)

«Нерассеянная молитва есть высшее мышление ума.» (Авва Евагрий Понтийский, Слово о молитве, 35)

     Как  видно из  этих  цитат,  подлинная молитва,  как  инструмент  соединения  ума и Ума,  т.е.  ума  малого  человеческого  с  Умом большим Божьим, осуществляется  направлением  внимания  ума  не  во  вне, а  во  внутрь  сердца. 

     Механизм соединения  двух  умов  и  двух  духов  в  одно  представляет  собой  величайшую  тайну,  но  само   соединение  оказывается возможным  по принципу подобия, когда  подобное  соединяется с  подобным  или  как  говорит святой Григорий Богослов  ум человека, как  высшее и богообразное начало, соединяется  в  молитве с  Умом  Божьим, как «с ближайшим и наиболее сродным  ему началом» т.е.  с  Умом  Высочайшим, нисходящим к человеку.

     Так, тленный человек носит в себе  и своём  сердце «образ Бессмертного,  потому что в обоих царствует естество ума». (Георгий Флоровский, Восточные  отцы IV века, свт. Григорий Богослов)

    Исходя  из  этих рассуждений  становится понятно,  что Дух -  это высший  ум, как сущность  Бога,  и  энергия   одновременно -  «одно  есть сущность, иное  энергия»  (Свят. Григорий Палама).

    Вопрос соотнесения сущности и  энергии  ума  не  нашёл  у  отцов церкви детального  отражения,  но сам принцип передачи  по   одному  каналу  энергии  и  информации,   мы  можем обнаружить в  современном  компьютере на примере соединения «USB» (Universal Serial Busу  или  ниверсальная последовательная шина).

    С   известной  долей  допущения  можно  предположить,  что  соединение  через  сердце  ума  малого человеческого  с   Умом  Большим  Божьим,  осуществляется  через   духовный  «разъём», подобный  разъёму «USB». 

    Если  это  действительно  так,  то  энергии Духа  совершенно  естественным  образом могут  передаваться  уму  человека  посредством  этого канала  связи,  как  это  происходит в  компьютере  при подключении «флешки».



Вообще, как  это ни покажется странным,  но тема духовности и  Духа  в  свете последних открытий в  нейропсихологии,  имеет самое прямое отношение  к  теме информатики  и в  частности  сетевых  технологий. 

Ещё  мало  кто  из  верующих,  далёких от  научных  исследований  мозга,  разума  и сознания,  знает  о том, что современная  нейронаука уже практически  вплотную приблизилась к  пониманию души  и  духа через  познание гиперсетей мозга,  разума  и сознания.

Тот  факт, что сознание  и  разум не  есть  продукт  деятельности мозга,  как  считалось  ранее,  известен  уже  давно  со  времён  Декарта.

 «Наш разум не есть продукт мозга,  который является всего лишь инструментом, обеспечивающим воздействие сознания на тело»   (Рене Декарт 1596 – 1650)

«На основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений,  и этот факт легко может  быть истолкован  в том смысле, что психика  вообще не является функцией мозга. Ни  физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем  материальным процессам во Вселенной.

«Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые  миры, которые лишь взаимодействуют и в  какой-то мере влияют»  (Джон Кэрью Экклс (John Carew Eccles); 1903 – 1997 нейрофизиолог, Лауреат  Нобелевской премии  1963 г. «за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток», Президент АН Австралии)

Самое  главное научное  открытие,  которое было  сделано  буквально  в  последние десятилетия  в  связи  с  открытием  сетей мозга,  разума  и сознания, сводится к  тому, что процесс  развития  сознания  -  это  гиперсетевой процесс по  своей природе.

Что  это  даёт ? 

Это  даёт  то, что  для   всех  думающих  и  осознающих  людей  становится  уже ясным  и  понятным, что  под  словом Дух (Бог)  скрывается  то, что  также имеет  гипер- или  точнее  Мета-сетевую  структуру,   которая  именуется  Вселенским  или  высшим  разумом,  который  тончайшей  сетью,  подобно «Небесному  хостингу»,  пронизывает,  поддерживает  и питает  всё  живое и  одушевлённое.

А   мы  существуем  и  развиваемся  в  этом  Вселенском океане разума,   как  дрейфующие  «кораблики» или  персональные «аккаунты» глобальной сети  Духа.

Как выясняется именно нейросеть  мозга и  гиперсеть разума являются нашей персональной  «флешкой»  души, которой  через «USB»  разъём  сердца  мы  контактируем с  сетью  сетей  Духа (Бога).

Как  сказал  британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1962 года «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живых системах»  Фрэнсис Крик  – «Если  бы нам  удалось  узнать  все  свойства  нейронов плюс взаимодействия между  ними,   мы  бы  смогли  объяснить что  так  дух».

Очень  смелое утверждение  гениального учёного,  открывшего структуру ДНК,  но чересчур амбициозное,  поскольку всю глубину  бесконечности  замысла Духа (Бога)  мы  бы не постигли  через  открытие  специализаций, как  набора  параметров, поскольку пути и  глубины  Духа  неисповедимы  для  человеческого ума. 

Тем не  менее,  Фрэнсис  Крик,  знакомый  с  устройством ДНК, как  главной информационной системы  матрицы  живого организма,  подошёл практически  к  самой границе материи  и  духа,  нащупав тот «проводник»  или  систему проводников, через  которую  Дух  и   взаимодействует  с  телом по принципу «хостинга».

Этой системой проводников духа является  не  только нейросеть  мозга,  но  сеть всего организма человека,  содержащая нейроны и  образующая нейронные связи.

Вот  как выглядит  под  микроскопом многожильный  кабель и нерв  человека:



     Не сложно понять, что нерв в  точности повторяет структуру многожильного кабеля,  выступая в  организме в  роли  главной  «токопроводящей  системы»   для  разветвлённой  сети по  которой  циркулирует  энергия  и  информация, включая  энергию и  информацию  Духа,   которая и  взаимодействует с  нейросетью  мозга  и  гиперсетью разума.

     В  данной  связи  с  точки  зрения современных  нейротехнологий  процесс духовного развития, связанный  с  развитием  духовного сознания,  представляется  в  виде  последовательного  роста и развития трёх  видов  сетей:

  • - мозга,
  • - разума,
  • - сознания,

из которых  нейросеть мозга – это уровень  тела,  гиперсеть  разума – это уровень  души, а  Мета сеть сознания – это  и есть уровень  сети  Духа. 

     При  таком  взгляде  на  духовность  становится понятно,  что нейросеть  мозга – это самая  грубая,   вещественная  и примитивная сеть, выступающая  «почвой»   или  «полем»  для  посева и взращивания  на  ней, как  пшеницы,  более совершенной  сети  разума,   которая  в  качестве «растения»  и приносит некий  урожай   «плода»  духа, как высшей энергии  духовного  сознания.

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.»   (Мк. 4:26-29)     

     Что  же можно  считать духовным «плодом»  незримого  «растения» человеческой  души,   которое  вырастает и  вызревает  внутри каждого человека  на «почве» плоти ?

     О плодах и  дарах  духа в Евангелие также сказано:

«Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.»   (1Кор. 12:7-11)

     Таким  образом, взращенный внутри человека дух, как  энергия  осознания,  прошедшая  три стадии развития и  очищения (телесную, душевную и  духовную)  по   достижении высшего состояния духовного сознания  проявляет себя следующими качествами:

  • Мудрость
  • Знание
  • Вера
  • Дар исцелений
  • Дар чудотворения
  • Дар пророчества
  • Дар различения духов
  • Дар понимания  любого языка

     По  достижении этих  качеств и  даров  духа человек становится  подобным  Богу (Духу)  и возвращает  утраченное  при   грехопадении духовное  достоинство и  совершенство.

     Таким  образом, духовное  развитие можно  смело считать высшей целью и  предназначением  человека,   ведь по  достижении  духовного состояния, человек  настолько  укрепляет  и совершенствует  свою душу  и дух, что  буквально  создаёт  своего собственного  духовного  двойника, который,  оставляя  тело,  переходит  в  глобальную  сеть  духовного сознания Вселенной  для  продолжения  жизни в  других мирах,  как  обителях  Духа.

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам.» (Ин 14: 2)





Что интересного на портале?