Что стоит за запросом "Хочу разобраться в себе"?

Запрос: "Хочу разобраться в себе", "Хочу понять, почему со мной это происходит" - один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же - один из самых неконструктивных.

Отвечать всерьез на женские вопросы "Почему я одна? Виновата судьба или порча?" - самое непродуктивное занятие для психолога. Это не те вопросы, которые ведут к какому-либо решению - хотя, для тех, кто любит рассуждать, не меняя ничего, тема просто золотая...

Иногда неконструктивность запроса удается показать достаточно наглядно.

Клиент: Я хочу понять, почему я не могу утром вовремя проснуться.

Консультант: Если ты поймешь, почему ты не можешь утром вовремя проснуться, что ты будешь с этим делать?

Клиент: Хм... Буду ставить будильник.

Консультант: А тогда зачем тебе понимать, почему ты не можешь утром вовремя проснуться? Какой бы не был ответ на этот вопрос, ставь будильник и вставай вовремя.

Другие примеры неконструктивных запросов на тему "разобраться" см. "Почему со мной это происходит" и "Бабское: иллюстрации"

Бывает, что запрос "Хочу разобраться в себе" скрывает под собой запрос другой, например, "снимите мне тревогу", но чаще в запросе "Хочу разобраться в себе" соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимания, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая - как правило, это позиция Жертвы. Люди ищут оправдания своих неудач в каких-то трудных психологических обстоятельствах своей жизни, внутренних блоках, комплексах и прочих внутренних проблемах. Смотри консультацию....

Если девушка "разобралась", ей обычно становится легче. То есть реальный запрос был "снять тревогу", а инструментом было использовано "дать успокаивающее объяснение".

Клиенты, задающие этот вопрос, обычно предполагают, что им стоит что-то в себе понять, после чего их жизнь наладится.

Они как будто магнитом тянутся к этой детской мечте: найти Золотой Ключик, который откроет им Волшебную дверь. Найти Объяснение, которое решит им все их проблемы. Нет, чудеса в репертуаре психологов не предусмотрены, и каждый этап консультации должен завершаться пунктом плана у клиента: что он будет делать после консультации.

Это не так. Решение проблемы, устранение занозы не всегда автоматически делает жизнь легкой, счастливой и беспроблемной. Если у тебя в ноге была заноза, идти больно, но если ее удалили, путь не обязательно будет легким - возможно, тебе предстоит путь в гору.

Разбираться с проблемами клиентов - необходимо, но это задача психолога, а не клиента. Задача клиента выполнять предписания психолога, чтобы свои проблемы решить и начать двигаться к своим целям.

Пользуясь методами психодиагностики, составляя генограммы или делая расстановки, проводя психоанализ - психологи ищут причины проблем, "разбираются". Иногда это бывает крайне важно для составления последующих рекомендаций клиенту, иногда эти сложные процедуры выполняют шаманскую функцию, работают как внушение и повышают убедительность рекомендаций терапевта.

Что делать с этим запросом? Поворачивать клиента от копания в прошлом к продумыванию будущего, переводить в постановку конкретных целей и планирование конкретных действий клиента, которые его к цели приведут. Клиент должен начать думать о том, что он может делать, о своем поведении, о своих возможных внешних и внутренних действиях.

Повысить самооценку - это не действия, это пожелания. Каждый день писать 10 своих новых достоинств - это действия.

Ваши вопросы: "Что тебя не устраивает, понятно. А что ты хочешь, какую цель поставишь?", "Что лично тебе надо сделать, чтобы стало так, как ты хочешь?" Ваши вопросы должны подталкивать клиента к работе: "Ты хочешь получить алгоритм, выполнив который, ты узнаешь ответ на свои вопросы"?

Внимание: будьте готовы к тому, что клиент будет формулировать негативные запросы, и вам нужно раз за разом (пока не научите делать это клиента самостоятельно) переводить их в позитивные цели. Наша задача - приучать клиентов вместо разговоров о том, что ему не нравится, от чего он хочет уйти, формулировать, чего он хочет, к чему он хочет придти.

Пример негативных запросов:

Клиент: Хочу разобраться почему у меня не растут доходы.

Консультант: Ты хочешь разобраться, почему у тебя не растут доходы, или ты хочешь начать что-то делать, чтобы у тебя доходы росли?

Клиент: Да, верно. Я не разобраться хочу, я хочу, чтобы мои доходы росли.

Консультант: Хорошо, а что, что по твоему для этого надо делать?

Клиент: Мне кажется, что я стою на месте, не развиваюсь. Мне нужно понять, что делать, чтобы не стоять на месте.

И так далее: негативная постановка цели - типовая болезнь наших клиентов.

Хочу понять, что я хочу...

Если у клиентов возникают сложности с пониманием своих целей на будущее, то в этом может помочь упражнение "Хочу, могу, востребовано". Если человек совсем не знает, чего он хочет, то можно составить с ним список, чего он точно не хочет, а затем предложить ему пробовать делать то, к чему он относится хотя бы нейтрально.

Пример консультации

— Николай Иванович, скажите, пожалуйста, очень часто люди начинают вставать в активную жизненную позицию, смело принимают свои решения после того, как жареный петух клюнул. Что это за механизм, почему это происходит? См. Разбираться в причинах или делать.



Что интересного на портале?