«Что?», «Как?», «Почему?» и «Зачем?» терапевтировать? Четыре типа способностей.

Люди, приходящие на терапию, имеют различные способности к осознаванию того, что с ними происходит. В связи с этим они по-разному описывают свою ситуацию. И методы им требуются разные.

1. Самая обширная группа распознает «неладное» исключительно по событиям, происходящим вовне, так как практически не готовы взглянуть на себя со стороны, не способны к саморефлексии:

 2. Чуть менее обширная группа задает вопросы о способах, так как способны осознавать свое поведение:

 «- Фея, как много есть, и чтобы ничего за это не было?

- Золушка, давай лучше поговорим о чем-нибудь попроще! Хочешь ручного дракона?»

 3. Еще меньшее количество интересуют причины происходящего, так как они имеют способность к рефлексии мышления:

 «- Доктор, мне жена изменяет, а рога не растут... Это потому что кальция не хватает?»

 4. И совсем редкие экземпляры интересуются целями, так как они обладают способностью к осознаванию своей мотивации:

 «- Мама, мне зачем домой, я голоден или устал?

- Ты замерз!»

 Осознавание мотиваций - это очень и очень высокий уровень развития сознания, требующий высоких способностей. Это гораздо более высокий уровень, чем предшествующие три: от полной неспособности хоть что-то про себя понять, автоматизма в принятии решений до более высокого уровня, когда появляется способность осознавать своё  поведение или даже  мышление:

 

Человек, осознающий, что им движет,  может выбирать вследствие этого распознавания мотивацию более высокого уровня;

Что ведёт к выбору более ёмких мыслительных моделей;

Что позволяет выбрать более эффективные модели поведения, которые увеличивают успешность, ресурсную стабильность и безопасность.

Основная масса  населения для решения своих вопросов коллекционирует более эффективные способы поведения. Из них совсем немногие осознают, что образцы можно делать самим, если найти более ёмкое понимание. И совсем единицы улавливают, что понимание тоже можно выбирать, если осознавать свои мотивации и возможность их выбора.

Как правило, люди не переходят на использование инструментов следующего уровня рефлексии, если могут воспользоваться ресурсами предыдущего уровня. 

Например, девушка, желающая отношений, не будет одеваться лучше или вести себя более любезно, если у нее и так полно «ухажеров», которых можно менять, как только они доставляют малейший дискомфорт в общении. Она будет оставаться на уровне автоматического использования ресурсов, пока не наступит кризис одного из них. Например, когда она станет старше и столкнется с дефицитом ресурса внешности, это потребует от нее перейти на уровень «Как?»: Как моложе выглядеть? Как лучше одеваться? Как заинтересовать? Как познакомиться? Как удержаться в отношениях?

Та же девушка не будет потребителем предлагаемых «пониманий»: всевозможных типологий, вроде соционики, «5 языков любви»,  транзактного или другого подходящего анализа, если у нее есть обширный репертуар работающих «Как?». Это будет происходить до тех пор, пока она не столкнётся с ситуацией необходимости выбора из противоречивых «эффективных»  способов справляться с ситуацией. Например, «путь к сердцу» некоторых мужчин не лежит через желудок, и нужно знать «Почему?», а для этого нужно понимать, что происходит, переходя с уровня поведения «Как?»  на ментальный уровень  «Почему?».

Девушка или женщина, хорошо освоившая уровень «Почему?» не будет думать о своих мотивах до тех пор, пока ее понимание позволит эффективно выбирать из «Как?» и достигать желаемых результатов. Только столкнувшись с тем, что несмотря на полное понимание ситуации, отношений нет, она задумается о мотивах. Возможно, обнаружит, что движима более страхом «не успеть» и выгодой «найти отличную партию» и пренебрегает  важными для нее мотивами искреннего интереса и любви к людям. И поэтому, в результате внутреннего конфликта интересов и дисбаланса движущих сил, все ее «Почему?» и «Как?» не срабатывают.

Итак, существует четыре типа способностей. Четыре  способа решать: «Что?»,  «Как?»,   «Почему?» и «Зачем?»
Первый тип "Что случилось?"

«А это веселая птица-синица,

  Которая часто ворует пшеницу,

  Которая в темном чулане хранится

  В доме, который построил Джек».

 

 Человек этого уровня плывет по течению, тратя РЕСУРСЫ. Больше ресурсов - лучше результат. На этом уровне просто «тыркаются» бездумно и «как попало», набивая шишки и ожидая везения. Люди этого уровня ничего не «прорабатывают», к психологу не ходят или попадают случайно, воспринимая его как «волшебника». Стараются поскорее избавиться от любых эмоциональных напряжений, поскорее получить желаемый объект. Или поскорее избавиться от того объекта, который досаждает. Любое напряжение рождает мгновенную неосознаваемую реакцию: выгнать неугодных, съесть побольше, купить ненужное.

Второй тип «Как поступить?»

«Вот кот, который пугает и ловит синицу,

  Которая часто ворует пшеницу,

  Которая в темном чулане хранится

  В доме, который построил Джек».

 

 Человек этого уровня может менять поведение в соответствии с более эффективными образцами. Лучший образец дает лучшее использование ресурсов, следовательно, можно получить лучший результат.  На этом уровне учатся вежливости, ходят на тренинги по «пикапу» или на аналогичные женские. Эмоциональные напряжения уже не разрешаются мгновенно, так как есть пауза между возникновением напряжения и реакцией на него, во время которой человек может выбрать способ, более соответствующий контексту. Такие люди используют полезные привычки, наработанные в результате обучения или специально перенятые у других. Они накапливают культурные шаблоны, навыки и коллекционируют модели поведения.

Третий тип «Почему?»

«Вот пес без хвоста, который за шиворот треплет кота,

  Который пугает и ловит синицу,

  Которая часто ворует пшеницу,

  Которая в темном чулане хранится

  В доме, который построил Джек».

 

 Человек на этом уровне осознавания понимает, почему что-то происходит. Лучшее выбор «Почему?» дает ему возможность лучше выбрать из «Как?», получив еще лучший результат. Это ментальный уровень. На этом уровне изучают «5 языков любви», типологии, «Порядки любви», принципы возникновения травмы и прочие научные, научно-популярные и просто популярные способы понять. Считают, что самая последняя прочитанная книжка - самая верная. Люди «Почему?» выбирают подходящие рабочие концепции. Они стараются использовать достоверные знания о сознании, культуре, окружающем мире.

Четвертый тип «Зачем?».

«А это корова безрогая, лягнувшая старого пса без хвоста,

  Который за шиворот треплет кота,

  Который пугает и ловит синицу,

  Которая часто ворует пшеницу,

  Которая в темном чулане хранится

  В доме, который построил Джек».

 

 Человек этого уровня осознает свою мотивацию. На основании более высокого мотива он может выбрать лучшее «Почему?», далее по списку он получит самые эффективные «Как?» и «Что?» Это причинный уровень. Такой человек уже разбирается, что им движет, и пробует рискнуть с выбором более высокой мотивации.

Например, человек движимый страхом, более ограничен в средствах, чем человек, движимый выгодой, интересом или заботой о людях. Люди «Зачем?» осознают свои «чистые» желания. Эмоционально-энергетические напряжения и интересы различных сторон они рассматривают в пространстве своего переживания. Они принимают на себя ответственность за интерпретацию этого переживания.

 Итого, мы имеем приоритет мотивации перед пониманием, методами и ресурсами. То есть «Зачем?» определяет выбираемые смыслы («Почему?»), методы («Как?») и ресурсы («Что?»).

В своей работе я сталкиваюсь с необходимостью работы на всех четырех уровнях осознавания.

Например, при работе с пищевыми зависимостями на уровне «Что?» я проясняю контекст ситуации, роль процесса принятия пищи в жизни человека, влияние избытка или недостатка веса на отношения с окружающими, культурно-семейные аспекты отношения к пище и пищевым ритуалам. Выявляю значимые моменты, касающиеся физического тела в прошлом, настоящем и проектируемом будущем.

Эффект от терапии артикулируется клиентом как «сработало» или «не сработало», так как человек «Что?» не способен отличить реальные изменения в мире от изменения собственного восприятия

На уровне «Как?» в основном работают эндокринологи, диетологи, массажисты, спортивные инструкторы. Как психолог на уровне  «Как?» я обучаю способам работы с дыханием, позволяющим контролировать аппетит, показываю, как различать телесный и эмоциональный голод, как самостоятельно работать с последним. Эффект от терапии описывается примерно так: «Я научился!», «Это действительно работает!», «Я показала маме, и она тоже смогла …». В процессе терапии человек этого уровня получает явное удовольствие от того, что степень его свободы в действиях увеличивается.

На уровне «Почему?» полезно провести диагноститеческую работу, например, методом расстановок, выявить причины набора и удержания веса, создать ситуацию, в которой произойдет самоосвобождение причин или указать на необходимость проработки этих причин в дальнейшей терапии. В речи успешная работа слышна по фразам типа: «Теперь я понимаю, что …» . «Теперь я осознал…» Причем клиенты этого уровня ценят собственные осознавания, личные инсайты, а не привнесённые терапевтом.

На уровне «Зачем?» при работе с расстройствами пищевого поведения чаще всего целью является улучшение качества контакта в отношениях со значимыми другими, а тормозящими факторами – вторичные выгоды (скрытые мотивы) удерживать вес: «Я всегда езжу на отдельном сиденье в машине!», «Я могу не заниматься сексом, если не хочу».

Ценным инсайтом на этом уровне является осознавание влияния различных мотиваций, их возможного конфликта. Например, в случае работы с весом это может быть конфликт между желанием получить максимальное количество сенсорных впечатлений с помощью еды и желанием быть стройным.

В заключение хочу сказать, что в терапии редко можно проскочить через один из пластов. В зависимости от срока терапии Вы явно или неявно коснетесь всех четырех.

Любви и ясности! 

P.S. На самом деле есть еще кое-что интересное про старушку, пастуха и двух петухов. Но эти совсем уже редкие "звери" более заняты не терапией, а вопросами духовного развития, недвойственного видения, пробуждения и реализации: «Вот ДВА петуха, которые БУДЯТ того пастуха, который ...»








Что интересного на портале?