«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,

                 «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,

                                          (размышления о самооценке)

 так утверждал Э. Хемингуэй в своей повести-притче  «Старик и море».                «Человек – это звучит гордо». «В человеке все должно быть прекрасным – и душа, и тело». Так утверждали классики всемирной литературы, и они правы.  Как же так получается, что портрет современного человека, человека 21 века выглядит каким-то измученным,  вечно уставшим, неудовлетворенным, суетливым, тревожным, депрессивным, с заниженной самооценкой…

Как же формируется негативная самооценка? Да очень просто, быстро и легко…  А вот поверить в себя и отбросить котомку со своими комплексами, которую зачастую люди тянут за собой всю жизнь (а она все пополняется новыми «я-плохой») совсем непросто. Да, чаще всего родители пишут негативные жизненные сценарии своим детям, дают установки. Если не удовлетворяются базовые потребности ребенка, то формируются негативные схемы – внутренние стереотипы, которые будут тянуть в прошлое долгие годы, будут мешать жить настоящим.

 Вот основные базовые потребности, которые должны быть удовлетворены родителями.

  1. Безопасности и заботы ( про физические и эмоциональные потребности), и связи – надежных отношений, безопасной привязанности, стабильности.
  2. Признание ценности, достоинства, формирование позитивной самооценки (любви, объективности и безусловного принятия).
  3. Разрешение на аутентичность, на помощь в освоении внешнего мира – поддержка в том, чтобы быть настоящим, свободным в проявлении себя, помощь в понимании и регуляции собственных потребностей, чувств.
  4. Поддержка в развитии самоконтроля, самодисциплины, «здоровой совести».
  5. Поддержка и направленность в развитии самостоятельности, компетент-- ности, ассертивности и в освоении внешнего пространства.

 

Что же происходит, если удовлетворяются базовые потребности ребенка?

 Ребенок вырастет эмоционально стабильным, заботливым, здоровым и независимым взрослым.  У ребенка формируется адекватная самооценка. Мир непростой, нестабильный, непредсказуемый и изменчивый, как море – сегодня спокойное и лазурное, а завтра – изумрудное и бушующее. Каждый из нас как путешественник в своей лодке выплывает в океан- жизнь навстречу приключениям и испытаниям, взлетам и падениям. Впереди неизвестность, но  «я-справлюсь», «мне есть к кому обратиться за помощью, за советом», «я ценен такой, какой я есть» и свою неповторимость мне не надо никому доказывать. Я счастлив от того, что живу, что меня окружают  близкие меня люди. И мое мироощущение абсолютно не зависит от того, кем и где я работаю, сколько я зарабатываю и на какой машине езжу. Часто ли мы встречаем взрослых с таким мировосприятием? Скорее нет.

 

К нам, психологам, приходят люди с израненными душами, у которых  маленькая ранка появилась очень давно, и с каждым годом она прибавляла в своем размере, а приходит, зачастую, человек за помощью, когда сил терпеть боль уже нет.  И начинается кропотливая работа – работа, направленная на затягивание душевных ран. Почему же так получается? Молодые родители сегодня очень много внимания уделяют своим детям, покупают лучшие игрушки, одежду, питание. Водят на всевозможные развивающие занятия. А многие ли знакомы с основами психологии, с элементарными основами воспитания? К сожалению, в школе этому не обучают. Чаще всего человек возвращается к  стилю формирования отношений в своей семье, который был усвоен в родительском доме. И отношения строятся бездумно, нет здоровой критики к своим действиям, действиям бабушек и дедушек.  Смотришь, на первый взгляд хорошая семья, у ребенка нормальное детство, заботливые няни, а родители с утра до ночи заняты своей работой, чтобы обеспечить формальную сторону этого внешнего благополучия.  Компенсируют материально свое отсутствие рядом с ребенком. А внутри пустота, нет тепла и заботы, настоящей любви и принятия. И ребенок не верит, что его любят, что его можно любить. И вырастает такой человек со схемой «эмоциональной депривации» - его чувства притуплены, он недоверчив и сдержан, окружающий мир, людей держит на определенной дистанции, демонстрирует пассивно-агрессивное поведение,   а в душе – тоска, пустота и безнадежность. И кому может стать впоследствии хорошим партнером, родителем, другом такой «духовный инвалид?»… Слишком требовательные родители, которые постоянно опекают, не дают самостоятельно принимать решения, не хвалят, нарушают автономность ребенка, сформируют  «схему слияния», и ребенок не будет иметь личной идентификации и во взрослой жизни, не сможет самостоятельно принимать решения,  будет очень зависим от мнения других, будет нерешительным, несамостоятельным.

 

      Вроде бы другая история… родители психологически грамотные, любят своего ребенка, стараются не делать ошибок, имеют здоровую критику к себе и своим действиям, выпускают ребенка в социум, который очень быстро «восполняет» нехватку негатива в ребенке. В семье моей клиентки ребенок рос в любви и принятии. Хотя девочка была  непростая – очень активная, холерик по темпераменту, требующая к себе много внимания, задорная и веселая, любопытная, очень позитивная, добрая и интересная. Как говорила мама девочки: »Скучно нам не бывает». Ребенок светился от счастья, его любили, он любил себя и готов был отдавать тепло миру. В любой одежде, рядом со всеми детьми и взрослыми девочка чувствовала себя комфортно. Пришло время выхода в свет – детский сад, харизма сделала свое дело, воспитатели любили, мальчишки и девчонки сгруппировались вокруг современной «Пеппи Длинныйчулок». Первую учительницу долго выбирала мама и не ошиблась – умная, грамотная, современная, по настоящему любящая свою профессию и детей. В третьем классе появляется подружка, которая долго и методично убеждает, что ты не так одета, ты не то говоришь, ты ничего не знаешь… Что-то в нашей героине постепенно начинает меняться, тускнеют глаза, нет прежнего задора. А тут еще учительница танцев очень настойчиво твердит «ты не так двигаешься», «ты толстая», «у тебя ничего не получится».  Мнения двух значимых людей достаточно, чтобы поверила «Пеппилотта»  в то, что «я-плохая». Таким образом сформировалась схема дефективности, которая очень часто встречается в нашем  обществе, так как всячески поддерживается культурой. Унижение в детстве, обесценивание формирует чувство «я не заслуживаю чего-либо», «чувство вины», и окружающие начинают пользоваться слабым местом человека.  А потом всю жизнь надо стремиться доказать, что »я- хороший» – влипание в контакт, чтобы получить доверие, а ничего не получается – «меня не ценят», я же все сделал, чтобы заслужить любовь. Человек готов к отказам, находится в  состоянии вечной униженности. Возможен вариант полной пассивности и безнадежности в поведении. Зачем что-то делать, если «я-плохой» - пытаюсь быть для всех хорошим – достигнуть этого невозможно и жизнь подтверждает, что «я действительно плохой». И бесконечное движение по замкнутому кругу, который, к счастью,  можно разорвать, перестать верить в чьи-то мнения. Много причин заниженной самооценки у человека, и нельзя винить во всех грехах родителей – они старались отдать  своим детям все самое лучшее, что имели.

 Что касается нашей героини, то родители борются за восстановление самооценки дочери, поддерживают ее, занимаются с психологом.  Всеми силами пытаются вернуть ребенка к самому себе, учат принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. По шкале от 1 до 10, самооценка у девочки, по ее мнению, пока 4.

 

 Какие же признаки низкой самооценки?

 

- Сравнение  себя с окружающими ( в худшую сторону для себя).

- «Саможалость». Бесконечное прокручивание неудачных жизненных моментов и ощущения себя неспособным ни на что.

 - Ощущение негативного отношения окружающих. Человек, не уважающий себя, вряд ли вызовет уважение. Более того, такой человек может бессознательно выбирать себе в партнеры людей, которые заведомо плохо будут к нему относиться, тем самым подтверждая негативную установку.

- Проблемы в межличностных отношениях. «Меня не за что любить» - сомнения в своей значимости, в то же время, страстное желание, быть любимым. Страх заводить новые знакомства и отношения,  открываться, проявлять себя.

- Приоритетность мнения о себе окружающих. Боязнь опозориться, стыдливость.

 -  «Я не справлюсь», «я не имею право совершить ошибку и получить плохую оценку от окружающих» - мысли, которые парализуют человека с низкой самооценкой.

- Тревожность. В непростых ситуациях можно наблюдать психосоматические симптомы: повышенная потливость, дрожание рук, усиленное сердцебиение, покраснение лица и др.

- Невозможность сказать «нет», даже если это противоречит собственным убеждениям и ценностям. »Надо быть хорошим для всех».

 - Болезненная реакция на критику, чрезмерная ранимость. Критика воспринимается как оскорбление. 

- В теле: сутулость, скованность движений, «закрытые» позы и т.д.

 

 Самооценка не есть статичная категория. Она может меняться под воздействием жизненных обстоятельств неосознанно  и сознательно, с помощью увлекательной и очень полезной работы по изучению себя.

Вернуть себе свою жизнь, поверить в себя, принять себя, быть к себе терпеливым и снисходительным, полюбить себя, переписать родительские сценарии, переформулировать негативные жизненные установки  на реалистичные, жить согласно своим потребностям и ценностям возможно в любом возрасте! «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение». Очень эффективной в работе с самооценкой является когнитивно-поведенческая терапия. Не дайте низкой самооценке победить Вас! 

Рощина Татьяна

Что интересного на портале?