Ценностные представления о гармоничной личности людей разного возраста

Проблема

Какие признаки гармоничной личности люди ценят выше и ниже всего в своих интуитивных представлениях? Имеются ли существенные различия в ценностных представлениях о гармоничной личности у людей молодого и более старших возрастов? Чем могут обусловливаться эти различия, если они имеют место? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на общее понимание сути личностной гармонии и на изменение значимости этого идеала и его отдельных составляющих с возрастом.

Определения

Личность здесь рассматривается как управляющий, т.е. побуждающий, направляющий, организующий и регулирующий поведение, центр психики, важнейшая её часть. Она имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2008). Ценностные представления - это относительно устойчивые, значимые представления личности о чём-либо, не всегда ясно осознаваемые, хранящиеся в её опыте. Они являются ценностями личности. Гармония - оптимальное соотношение частей целого предмета и оптимальное его функционирование; также оптимальное соотношение предмета с окружающим миром, с его воздействиями. Оптимальность различна для разных видов предметов и различных форм функционирования. Например, возможны следующие типы оптимальности гармоничных соотношений: симметричный, асимметричные - тип золотого сечения, тип более яркой асимметрии.

​​​​​​​Гармоничная личность (ГЛ) - личность с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром, с оптимально протекающими жизнедеятельностью и развитием (Мотков О.И., 2003). В такой личности могут совмещаться все три типа оптимальности соотношений её параметров, в зависимости от вида рассматриваемых личностных характеристик. Оптимальность личностных пропорций будет также функцией как работы субъекта личности (т.е. её оперативного Я, организующего поведение здесь и теперь, её «диспетчера»), так и функцией во многом наследственно обусловленных типов темперамента и характера, типа и уровня интеллекта, и других психических образований.

Методика эксперимента

Были отобраны экспертные мнения о характеристиках ГЛ К. Роджерса, Л.Н. Собчик, Голицына Г.А. и Петрова В.М., Либина А.В., Розена Р. и др. авторов, а также признаки ГЛ, изучаемые в моих исследованиях. Получился список из 20 признаков идеальной ГЛ, ставший ядром методики «Оценка признаков гармоничной личности» (Мотков О.И., 2001). Респонденту предлагается оценить по 5-балльной шкале значимость каждого признака у воображаемой им идеальной ГЛ (а не у себя).

Список признаков идеальной гармоничной личности

  1. Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения
  2. Хорошее физическое самочувствие в целом
  3. В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы
  4. Здоровый и разнообразный образ жизни
  5. Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства
  6. Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями
  7. Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях
  8. Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного
  9. Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям
  10. Реалистичность представлений и желаний
  11. Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера
  12. Удовлетворенность жизнью в целом
  13. Удовлетворенность отношениями в семье
  14. Удовлетворенность отношениями с друзьями
  15. Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе)
  16. Открытость познанию нового, творческая деятельность
  17. Доброжелательность к людям
  18. Чувство красоты природы и единства с ней
  19. Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни
  20. Умение экономно расходовать свою жизненную энергию

Все признаки сгруппированы в 5 обобщённых показателей: I - ООП - Общая оценка всех 20 признаков (№№ 1,2,…20), II - ОФ - Оптимальное Функционирование (№№ 1,2,4,5,6), III - Ум - Умеренность в желаниях и выраженности черт характера (№№ 7,9,10,11,20), IV - Уд - Удовлетворённость жизнью, собой и отношениями с людьми (№№ 3,12,13,14,15), V - МД - Мудрость и Духовность как творческие, нравственные и эстетические характеристики ГЛ (№№ 8,16,17,18,19). Вычисляются средние арифметические по общему (I) и четырём частным показателям методики (II - V). Соотнося средние по частным факторам, определяем наиболее и наименее выраженные частные характеристики идеала личностной гармонии в данной группе испытуемых или у отдельного респондента. Средняя оценка испытуемого по ООП в районе 4,00 баллов приближается к профессиональным представлениям психологов.

Затем все 20 оценок испытуемого ранжируются. Первые пять рангов (1 - 5) обозначают наиболее значимые признаки гармоничной личности для испытуемого, последние пять (16 - 20) - наименее значимые. Проводится качественный анализ иерархии оценок признаков испытуемого (или группы) по их индивидуальной значимости. Фактически получаем иерархию ценностных представлений испытуемого о характеристиках гармоничности личности и жизни человека. Сравнение ценностных представлений о гармоничной личности респондентов разных групп позволяет определить их групповую специфику, сходства и различия между ними.

Предполагается, что за оценками признаков у испытуемых стоят интуитивные ценностные представления о ГЛ. На их основе в ходе оценивания происходит атрибуция, приписывание признаку определённой значимости, проекция важных для самих респондентов ценностных представлений на идеальный образ гармоничной личности. Фактически изучаются ценности испытуемого в отношении личностной гармонии.

Было проведено несколько исследований с испытуемыми разных по возрасту и полу групп. Одно из них кратко описывается в данной статье.

Изучаемые группы

Проведено исследование представлений о ГЛ 170 испытуемых четырёх возрастных групп. Молодые - возраст 17-20 лет, 73 студента гуманитарных вузов, из них 55 женского и 18 - мужского пола (2002-2009гг, Москва). Зреющие - 21-30 лет, 55 человек: 36 женщин и 19 мужчин с высшим и неполным высшим образованием (2002-2009гг, Москва и Калуга). Зрелые - 31-44 лет, 20ч. и Очень зрелые - 45-61 лет, 22ч. - в этих старших группах 22 женщины и 20 мужчин (отдельно в подгруппах - примерно пополам) с высшим, неполным высшим и средним (9 чел.) образованием (2002-2004гг, Москва, МО и Калуга). Названия группам даны условно, в первую очередь с учётом их биологического возраста.

Результаты

Получены очень интересные факты. Нет вообще достоверных различий по U критерию Манна-Уитни между оценками признаков ГЛ у Молодых и Зреющих! Поэтому их можно объединить в одну группу Зреющих - 17-30 лет, 128 чел.= 91ж+37м. Нет достоверных различий в представлениях о ГЛ и между группами Зрелых и Очень зрелых! Их объединяем в общую группу Зрелых - 31-61 лет, 42 ч.=22ж+20м.

В то же время между объединёнными группами Зреющих (128ч., 17-30 лет) и Зрелых (42ч., 31-61 лет) обнаружено 20 достоверных различий из 25 возможных!, причём все оценки выше у Зрелых, включая и по всем частным показателям методики. Особенно велики различия по признакам Мудрости-Духовности МД (уровень значимости р=0,00003), Оптимальному Функционированию ОФ (р=0,00024) и Умеренности Ум (р=0,0009). Зрелые достоверно выше ценят эти качества гармоничной личности, чем Зреющие.

Таким образом, характер оценивания признаков ГЛ остаётся примерно одним и тем же в «зреющий» период жизни от 17 до 30 лет. Затем он после 30 существенно изменяется, происходит скачок в оценках важности ( и, следовательно, в ценности) большинства признаков гармоничной личности в сторону их значимого повышения. Далее, от 31 до 61 лет, ценностные представления респондентов остаются высокими, относительно постоянными, устойчивыми, почти неизменными в течение всего изученного периода зрелости. В это время настоящей взрослости ценности личностной гармонии становятся в целом достоверно более важными, чем в предыдущий, как бы подготовительный, «зреющий» период их развития.

В иерархии частных факторов ГЛ по значимости наблюдаются следующие изменения: у Зрелых на 1 месте оказался показатель Мудрости-Духовности - 4,343 балла (у Зреющих он только на 3 месте - 3,88 б.), а фактор Удовлетворённости отношениями и жизнью переместился на 3 место - 4,22 б. (у Зреющих он на 1 месте - 4,05 б.). Показатель Оптимального Функционирования в обеих группах - на одном и том же 2 месте (соответственно у Зрелых - 4,338 б. и у Зреющих - 4,02 б.), а показатель Умеренности в обеих группах - на последнем 4 месте (соответственно у Зрелых - 3,95 б., у Зреющих - 3,55 б.). Общая средняя оценка признаков ГЛ (ООП) у Зрелых равна 4,21 б, у Зреющих - 3,87 б.

Т.е. у Зрелых на 1 месте оказались широкие духовные ценности нравственного, эстетического и творческого взаимодействия с людьми и природой, целостного - интересного и разнообразного, и в тоже время реалистичного, - функционирования, а у Зреющих впереди мы видим признаки личного благополучия, удовлетворённости отношениями с ближайшим окружением - с друзьями, на работе, в семье.

Особенно большие различия между Зрелыми и Зреющими по U-критерию (на уровне р=0,000…), с достоверно более высокой оценкой у первых, обнаружены по следующим пунктам методики: 4 - Здоровый и разнообразный образ жизни; 7 - Чувство меры в своих стремлениях; 10 - Реалистичность представлений и желаний; 17 - Доброжелательность и открытость людям. Очень значительные различия прослеживаются и по многим другим пунктам (кроме признаков Удовлетворённости отношениями и жизнью).

Обсуждение результатов

Итак, данные показывают медленный и специфический характер освоения ценностей личностной гармонии и приобщения к ним у современной молодёжи. Они практически не меняются с 17 до 30 лет и окончательно «вызревают», становятся очень важными лишь после 30. На первом месте у Зреющих - характеристики удовлетворённости отношениями с ближними людьми. Этот факт отражает наибольшую важность в этом возрасте общения с друзьями, что помогает их самоопределению, естественных стремлений к нахождению второй половины, построению семьи, рождению детей, дружеских отношений на работе. По Эриксону - это период важности близости, дружбы, сотрудничества (Эриксон Э., 1993). И хочется всего и сразу. Поэтому характеристики умеренности отодвигаются на задний план и ценятся ниже всего (проявление «юношеского максимализма»?).

В период 31-44 лет происходит самое интересное - существенный сдвиг в сторону повышения значимости большинства признаков ГЛ, т.е. существенно растёт ценность признаков личностной гармонии. Далее с возрастом величина их оценки остаётся примерно одинаковой. Особенно повышается значимость группы признаков Мудрости-духовности (нравственных, творческих и эстетических ценностей, принятия двойственности мира), а также качеств Оптимального Функционирования (в первую очередь - гармоничного образа жизни) и Умеренности в достижениях и выражении эмоций (чувства меры, реалистичности в желаниях и т.п.). По моему мнению, у Зрелых в период 31-44 лет происходит сдвиг к собственно личностной зрелости, который выражается в первую очередь в изменении ценностей человека в сторону повышения значимости духовных качеств и черт мудрости, а также характеристик умеренности и гармоничности образа жизни. Они гораздо больше, чем Зреющие, ценят эти «бытийные ценности» (по А. Маслоу). В то же время в их ценностях парадоксально сочетаются высокие идеальные стремления и важность реали


Что интересного на портале?