Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий

Изучение ценностно-cмысловой сферы личности приобретает в последнее время особую актуальность, так как она обуславливает и является важной составляющей успешности деятельности, в том числе, и профессиональной. Эта сфера личности объединяет различные мотивационные образования: жизненные установки и позиции, мировоззрение и убеждения, цели и притязания, идеалы – все, что определяет ценности и смыслы, задающие вектор жизнедеятельности личности (А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь, В.Франкл и др.).  В свою очередь, система ценностей и смыслов является высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию профессионального поведения.

На наш взгляд, проблема ценностно-смысловой детерминации личности обретает особую актуальность в контексте профессиональной военной деятельности. В настоящее время во всем мире, в том числе и в России, имеется много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Для данной категории военнослужащих последствием участия в боевых действиях может стать травматизация психики, ведущая за собой личностные изменения, (важнейшим проявлением которых становятся агрессивность и конфликтность), приводящие к их дезадаптации в мирных условиях. В связи с чем у комбатантов нарушается социальное взаимодействие, возникают семейные проблемы и прочие трудности. Все это затрудняет интеграцию комбатантов в общество и требует реадаптационных мероприятий (Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная; 1997, М.В. Зеленова; 1999, М.Ш. Магомед-Эминов; 1999, Р.В. Кадыров; 2001 и др.).  В настоящее время является очевидным фактом, что военнослужащие, проходившие службу в зоне боевых действий, нравственно обеднённые, с низким уровнем правового сознания, с неустойчивой системой ценностей, слабо осознающие смысл своей профессиональной деятельности не смогут успешно решать и свои непосредственные практические задачи.

Исходя из анализа литературы, посвященной анализу ценностно-смысловой сферы личности, ее составляющие (ценности, смыслы и др.) могут являться значимым ресурсом в развитии эффективности и профессиональной устойчивости военнослужащих (Л.А. Китаев-Смык, Р.В. Кадыров, С.А. Данильченко, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков и др.).

В целяхвыявления содержательных особенностей ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, проходивших и не проходивших службу в зоне боевых действий, нами было проведено эмпирическое исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности данных категорий военнослужащих. Исследование проводилось с декабря 2012 г. по январь 2013 г. на базе войсковой части, регулярно выезжающей в командировки в "горячие точки". Все военнослужащие проходят службу по контракту. Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек: в первую группу вошли военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях; во вторую – военнослужащие, не имеющие опыта боевых действий.

В исследовании были использованы следующие методики: "Тест смысложизненных ориентаций" (СЖО), адаптация Д.А. Леонтьева (для диагностики смысложизненных ориентаций); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина) для диагностики жизненных ценностей. Различия в выраженности компонентов ценностно-смысловой сферы мы анализировали посредством непараметрического U-критерия Манна-Уитни (при уровне значимости p


Что интересного на портале?