Бессознательный образ тела в работах Француазы Дольто

Концепция Бессознательного  образ тела была рассмотрена и осмыслена французским психоаналитиком Франсуазой Дольто. Эта женщина привнесла огромный вклад в изучение телесности, ее симптоматики и  в целом  в изучении детского психоанализа. В своих исследованиях она опирается на идеи Ж. Лакана и З. Фрейда. Однако ее психоаналитическая позиция имеет свои важные акценты и концепции.

Для Дольто важен процесс становления психики, ее  субъективация. Для того чтобы понять все эти процессы, она вводит концепт бессознательного образа тела. Через него Дольто пробует осмыслить становление психического и формирование субъекта как единицу, когда ребенок может назвать себя местоимением «Я».

Когда мы говорим о бессознательном образе тела в понимании Дольто, мы говорим о логике, структуре, о совокупности представлений, которые имеют полностьюбессознательныйхарактер. Бессознательныйобразтела конструируется из совокупности элементов, о которых мы в неведении. Он как своеобразный синтез эмоционального опыта человека, в который включены отношения с материнским другим. Образ формируется через контакт с частичными объектами, например грудью матери, ее кожей, словами, обращенными к ребенку. Бессознательный образ тела -  это чувственный опыт, переживаемый через архаичные или  актуальные эрогенные зоны. По мере накопления опыта контакта с материнским другим  происходит накопление представлений о себе, которые складываются в ощущение собственного Я.

Важно отметить, бессознательный образ тела - это образ, который исчезает с появлением образа тела, узнанным в зеркале. То есть в момент стадии зеркала, он скрывается и является условием собственной представленности. Но этот образ может проявлять себя в симптомах, снах, психотическом опыте.

Несмотря на то, что образ тела бессознателен, он актуален в каждую минуту, он проявляет себя постоянно. Дольто опираясь на Фрейда в том, что Я прежде всего телесно, говорит нам о том, что психическое тесно переплетено с телом. Тело – это то, куда утоплена одна из характеристик влечения,  оно располагается в логике тела, на его отверстиях, то есть на местах встречи со значимым другим. Из опыта работы с детьми, Дольто замечает, что  детская симптоматика, прежде всего, имеет телесные проявления, то есть выражаются языком тела. 

Для Дольто «образ»  в концепции бессознательного образа тела  - это ребус, в котором заключена логика становления психики. Ребус состоит из трёх составляющих  - трех основополагающих аспектов образа тела. Первый – это собирание Я, идентичность. Поначалу нет Я, нет представлений о себе, образ формируется через материнского другого (первичный нарциссизм). Второй составляющей является материнское признание. Дольто говорит о том, что это либидинальная нагрузка по отношению к ребенку со стороны других. На ребенка направлено некое желание, которое приглашает ребенка в этот мир. Третей составляющей является собственно Я. Для того чтобы ребенок смог взять на себя речь, должно произойти отделение от матери, тогда Я становится субъектом речи и помещается в поле культуры. Общим между второй и третей составляющей является череда сепараций, отрыв от матери, от ее тела, от частичных объектов в ее теле.  Перестать быть объектом материнского наслаждения, является необходимым условием в процессе становления Я.

        Дольто разводит понятия «образ тела» и «схема тела». Они взаимосвязаны друг с другом, но так же могут иметь существенные различия. Схема тела – это реальное тело человека, оно у всех универсально.  Образов тела может быть бесчисленное множество, сколько субъектов, столько и образов тела. Схема тела носит сознательный характер, образ тела носит бессознательный характер. Связь между двумя понятиями осуществляется через опыт получения удовольствия и неудовольствия, так же через  опыт взаимодействия со словом другого.  Образ тела – это основа для формирования субъектности, источник желаний и платформа для разворачивания психического пространства.  В этом смысле телесный симптом у ребенка может быть рассмотрен как единственная возможность сохранить себя как субъект и удержаться на сцене значимого другого.

        Например, ребенок, наблюдающий частые ссоры между родителями, сопровождающиеся побоями, теряет зрение. Медицинских причин выявлено не было. После того, как родители развелись, зрение постепенно стало восстанавливаться. В данном случае мы можем наблюдать, что схема тела не была нарушена, у ребенка не были повреждены глаза, однако  в образе тела они отсутствовали. Для него это был единственный способ сказать «Нет» значимым другим, выразить своё желание не видеть и не слышать то, что происходит дома. Изменения в образе тела, были необходимы, чтобы сохранить себя как субъекта.  Альтернативного способа у него не было. 





Что интересного на портале?