Бесцельная и осмысленная жизнь как идеал даоса

Рыбы устраивают  свою жизнь в воде, а люди устраивают свою жизнь в Пути. Для тех, кто устраивает свою жизнь в воде, достаточно вырыть пруд. А для тех, кто устраивает свою жизнь в Пути, достаточно отрешиться от дел. Вот почему говорят: «Рыбы забывают друг о друге в воде, люди забывают друг о друге в искусстве Пути».

Чжуанцзы

Принцип деяния через недеяние (у-вэй) подразумевает отсутствие целей и планирования. К чему стремиться – если Дао всё расставляет по своим местам? Цели возникают от хотелок, хотелки от нужды, внутренней декомпенсации, нужда возникает от отсутствия базового доверия к миру – когда тебе все время кажется, что «пряников сладких всегда не хватает на всех». Но перед тем, как возникает достиженческая цель – сначала происходит опредмечивание потребности, когда желание обретает форму. Опредмечивание означает, что возжелать ты можешь только то, что уже существует в виде конкретного предмета, а, точнее говоря – в виде товара в магазине. Или в форме отношений в социуме, которые ты можешь купить. Как, например, секс за деньги. Другими словами – любая цель, намеченная тобой всегда ложна, потому что она придумана не тобой, а за тебя и, стало быть, не отвечает твоим глубинным запросам. Потому что ты ищешь утоления вовне, в социальном мире, а не в глубине своей души, которая хочет самовыражения. В предлагаемых обстоятельствах. Здесь и сейчас.

Человек, стоящий на Пути (т.е. даос) стремится обрести гармонию. Гармонию внутри себя и гармонию со Вселенной. Настоящий даос сам является частью вселенской гармонии. Потому, что он ищет ее и  находит. Гармония – это постоянный поиск баланса, равновесия. Динамического баланса. Подлинный даос всегда и везде успевает – потому что он ничему не противостоит, ни внутри, ни снаружи. Он живет долгую и бесцельную жизнь. Долгую, потому что он очень гармоничен и сбалансирован изнутри. Бесцельную, потому что цели бессмысленны: «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». У истинного даоса нет планов, отличных от планов Вселенной, рядовым солдатом которой он является. Он не пытается спорить с Дао и, тем более – ему противостоять. Он пытается лишь постичь «неисповедимое» и стать созвучным мировой энергии, которая приводит все в порядок, которая строит дом, называемый МироЗданием.

Настоящий даос всегда адекватен реальности, потому что открыто смотрит правде в глаза, а не пребывает в мире самообмана, симулякров и иллюзий. Он изучает мир в его подлинности, исследует природу составляющих мир стихий. Пытается строить свою жизнь со-природно, со-звучно, со-размерно.

Истинный даос умеет проходить «между струйками», потому что он тонок и прозрачен. Он умеет «поднимать себя за шнурки», потому что душа его легка, а сила Вселенной огромна. Он может быть социальным невидимкой, потому что не подпадает под существующие социальные категории ввиду того, что он вне системы и он ближе к действительности, которая не описывается существующими социальными стереотипами и шаблонами. У него нету трех возрастов, как у обычного человека: паспортного, биологического и психологического – потому что он остановил «внутренние часы» и его время делится лишь на две категории – Настоящее и Ненастоящее. Для него сняты пространственные ограничения, потому что он умеет быть одновременно в нескольких местах и овладел искусством «странствовать сердцем в первоначале вещей».

Человек, стоящий на Пути во всем видит смыслы, потому что он сам является смыслом. Личностный смысл – это значение чего-либо лично для меня. Для настоящего даоса Вселенная имеет значение и смысл. А он имеет значение для Вселенной, потому что нашел себя и занят самореализацией. Он доверяет Мирозданию, а оно верит в него.

Где бы он ни был – он всегда находится в нужном месте и в нужное время. Потому что он находит себя, находит смысл для себя в бытии, в том чтобы быть тут и именно сейчас. Он не пытается контролировать мир, он не управляет рисунком складывающихся обстоятельств. Он просто наблюдает за ним, эмоционально не вовлекаясь, слово ребенок, следящий за новым узором в калейдоскопе.

У аутентичного даоса нет психотипа, потому что у него нет декомпенсации, нет невроза. Он полностью реализован и по-настоящему сбалансирован. Он не идет на компромиссы, потому что ему незачем на них идти. Он сам есть компромисс. Между Небом и Землей.

Он ничего не продает и не покупает. Потому что у него уже все есть. А то, что ему на самом деле нужно – нельзя купить в магазине. Его глубинная потребность – в саморазвитии, в реализации себя, в процветании, в творчестве. А чтобы утолить эти потребности нужно все время быть в поиске, делать открытия, быть на Пути. То, что можно приобрести – мертво. А он любит жизнь и ищет органического роста. Шаг за шагом, день за днем. И, поскольку, его внутренние часы остановлены, то все у него как в Царствии Небесном: «один день как тысяча лет и тысяча лет, как один день».

Алексей Фисун