Анкета для родителей и методика "Незаконченных предложений".

                           

                        Часть  2.        Продолжение...

Методика «Незаконченные предложения»

 Различные варианты этой методики, восходящие к методике Сиднея и Сакса, давно и широко используются в клинической и исследовательской практике [2].

Испытуемому предлагается закончить предъявленные ему незаконченные предложения, составленные так, что допускают практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения.

Полученные в итоге фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний.

 

Разработанный нами  (И. К. Шац), совместно с В.Е. Каганом, вариант предназначен для изучения основных представлений о здоровье и болезни и связанных с ними переживаний у соматически больных детей. Незаконченные предложения в предлагаемом варианте составлены так, чтобы в их продолжении проецировались основные аспекты внутренней картины болезни:

 Представление о здоровье – предложения 1, 8, 15, 22

 Представления о болезни – предложения 2, 9, 16, 23

 Отношение к болезни – предложения 3, 10, 17, 24

 Отношение к лечению – предложения 4, 11, 18, 25

 Представление о будущем – предложения 5, 12, 19, 26

 Отношение семьи к болезни – предложения 6, 13, 20, 27

 Отношение к госпитализации – предложения 7, 14, 21, 28

 Для самостоятельного заполнения, если позволяет состояние, бланк может даваться детям, начиная с восьмилетнего возраста. Инструкция должна быть такой, чтобы ребенок не чувствовал себя отчитывающимся в своих переживаниях.

 Обычно необходимо говорить: «Сейчас мы посмотрим – умеешь ли ты быстро работать. Это задание на скорость. Я дам тебе листок. На нем будут незаконченные предложения. Каждое из них надо закончить. Чтобы получилось быстро, надо написать первое, что приходит в голову, лишь бы получилось законченное предложение – закончить надо все. Здесь нет правильных или неправильных ответов: что напишешь – то и правильно. Важно, чтобы все предложения были закончены и как можно быстрее. Я даю тебе листок, и как только ты начнешь писать, – засекаю время».

 По окончании обязательно необходимо поощрять работу, говоря ребенку, что он «уложился в хорошее время, не всем так удается».

 Инструкция для детей младше восьми лет или по соматическому состоянию не имеющих возможности заполнить бланк самостоятельно – та же. Разница лишь в том, что обследующий читает ребенку вопрос, «фиксирует» прошедшее до ответа время и продолжение незаконченного предложения записывает сам.

 «Маскирующая» инструкция помогает уменьшить сознательные, намеренные искажения, которые могут диктоваться страхом, опасением «сказать не то», стремление скрыть что-либо или желанием представить себя в наилучшем свете.    

 

ТЕКСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 1.Мое здоровье было бы хорошим, если бы …

 2.Я заболел, потому что …

 3.Когда я думаю о своей болезни …

 4.Чтобы вылечиться, мне нужно …

 5.Я хочу, чтобы когда-нибудь …

 6.Когда я заболел, моя семья …

 7.Когда я жду врачей …

 8.Мое здоровье зависит прежде всего от …

 9.В большинстве случаев моя болезнь возникает, когда …

 10.Самое неприятное в моей болезни …

11.Я думаю, что лечение моей болезни …

 12.Будущее кажется мне …

 13.Мои близкие думают, что я …

 14.Я хотел бы, чтобы мой врач …

 15.Чтобы не болеть, я посоветовал бы другим …

 16.С такой болезнью, как у меня …

 17.Если бы все знали, как я боюсь …

 18.Чаще всего мне становится легче от …

 19.Мне нужно выздороветь, чтобы в будущем …  

 20.Все ждут, что я …

 21.Когда я опять поступаю в больницу …

 22.Когда я был здоров …

 23.Среди многих других болезней моя …

 24.С болезнью у меня связано чувство …

 25.Если бы лечение …

 26.Я верю, что в будущем …

 27.В моей семье сейчас …

 28.Когда я впервые поступил в больницу …

 Продолжение следует...

 


Что интересного на портале?