Часть 2. Продолжение...
Методика «Незаконченные предложения»
Различные варианты этой методики, восходящие к методике Сиднея и Сакса, давно и широко используются в клинической и исследовательской практике [2].
Испытуемому предлагается закончить предъявленные ему незаконченные предложения, составленные так, что допускают практически неограниченное разнообразие возможностей их завершения.
Полученные в итоге фразы рассматриваются как отражение значимых, актуальных для личности переживаний.
Разработанный нами (И. К. Шац), совместно с В.Е. Каганом, вариант предназначен для изучения основных представлений о здоровье и болезни и связанных с ними переживаний у соматически больных детей. Незаконченные предложения в предлагаемом варианте составлены так, чтобы в их продолжении проецировались основные аспекты внутренней картины болезни:
Представление о здоровье – предложения 1, 8, 15, 22
Представления о болезни – предложения 2, 9, 16, 23
Отношение к болезни – предложения 3, 10, 17, 24
Отношение к лечению – предложения 4, 11, 18, 25
Представление о будущем – предложения 5, 12, 19, 26
Отношение семьи к болезни – предложения 6, 13, 20, 27
Отношение к госпитализации – предложения 7, 14, 21, 28
Для самостоятельного заполнения, если позволяет состояние, бланк может даваться детям, начиная с восьмилетнего возраста. Инструкция должна быть такой, чтобы ребенок не чувствовал себя отчитывающимся в своих переживаниях.
Обычно необходимо говорить: «Сейчас мы посмотрим – умеешь ли ты быстро работать. Это задание на скорость. Я дам тебе листок. На нем будут незаконченные предложения. Каждое из них надо закончить. Чтобы получилось быстро, надо написать первое, что приходит в голову, лишь бы получилось законченное предложение – закончить надо все. Здесь нет правильных или неправильных ответов: что напишешь – то и правильно. Важно, чтобы все предложения были закончены и как можно быстрее. Я даю тебе листок, и как только ты начнешь писать, – засекаю время».
По окончании обязательно необходимо поощрять работу, говоря ребенку, что он «уложился в хорошее время, не всем так удается».
Инструкция для детей младше восьми лет или по соматическому состоянию не имеющих возможности заполнить бланк самостоятельно – та же. Разница лишь в том, что обследующий читает ребенку вопрос, «фиксирует» прошедшее до ответа время и продолжение незаконченного предложения записывает сам.
«Маскирующая» инструкция помогает уменьшить сознательные, намеренные искажения, которые могут диктоваться страхом, опасением «сказать не то», стремление скрыть что-либо или желанием представить себя в наилучшем свете.
ТЕКСТ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1.Мое здоровье было бы хорошим, если бы …
2.Я заболел, потому что …
3.Когда я думаю о своей болезни …
4.Чтобы вылечиться, мне нужно …
5.Я хочу, чтобы когда-нибудь …
6.Когда я заболел, моя семья …
7.Когда я жду врачей …
8.Мое здоровье зависит прежде всего от …
9.В большинстве случаев моя болезнь возникает, когда …
10.Самое неприятное в моей болезни …
11.Я думаю, что лечение моей болезни …
12.Будущее кажется мне …
13.Мои близкие думают, что я …
14.Я хотел бы, чтобы мой врач …
15.Чтобы не болеть, я посоветовал бы другим …
16.С такой болезнью, как у меня …
17.Если бы все знали, как я боюсь …
18.Чаще всего мне становится легче от …
19.Мне нужно выздороветь, чтобы в будущем …
20.Все ждут, что я …
21.Когда я опять поступаю в больницу …
22.Когда я был здоров …
23.Среди многих других болезней моя …
24.С болезнью у меня связано чувство …
25.Если бы лечение …
26.Я верю, что в будущем …
27.В моей семье сейчас …
28.Когда я впервые поступил в больницу …
Продолжение следует...