Давно известно, что анализ собственной практики весьма полезное занятие. Чем больше мы размышляем о своей работе, тем быстрее развиваемся в профессии, разумеется не забывая об отдыхе. Вот один из инструментов, который хочу Вам предложить для рассмотрения.
Истоки.
Идею о том, что все мои клиенты составляют некоторую группу и связаны между собой через меня я взял у Данилы Хломова. Эту группу можно описать стандартными критериями: состав по возрасту, полу, личностным характеристикам и… групповым ролям. Для этого я использовал модель Р. Шиндлера. Вкратце напомню, что он выделял 5 основных ролей:
1. Альфа - лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, к действиям, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность.
2. Бета - эксперт, имеющий специальные знания, навыки или способности, которые группе всегда требуются или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон; его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.
3. Гамма–преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с альфой.
4. Омега - самый «крайний» член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, какого-то отличия от остальных или страха.
5. Р - противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера.
Теперь переходим непосредственно к анализу.
1 Альфа – это психотерапевт. Соответственно моя задача активно поддерживать терапевтические ценности, планировать и продвигать в своей жизни процессы полезные всем членам группы.
2 Бета – супервизор. С этой ролью все довольно понятно.
3 Гамма – большинство моих клиентов клиентов.
4 Омега – самый сложный клиент в моей практике. На мой взгляд – ключевая фигура в развитии группы. Так как есть правило: группа движется со скоростью самого медленного члена. Это не значит, что все внимание нужно уделять ему, скорее не игнорировать. Вовремя замечать, например, когда я считаю, что кто-то забирает больше моей энергии.
5 Р – «исчезнувшие» и не дошедшие клиенты. В их анализе заложен немалый ресурс.
На индивидуальном сеансе я постепенно передаю лидерство своему клиенту, сам занимаю роль беты, гаммы или Р, что дает возможность продвигать всю группу в целом. Затем я возвращаю себе лидерство.
Для удобства анализа можно схематично обозначить всех клиентов на листе бумаги, «рассадить» на стулья или расставить на песке.
Вот некоторые вопросы, которые я себе задаю.
1 Что я ощущаю в этой группе как участник и как лидер?
2 Что я чувствую среди этих людей?
3 Как они могли бы общаться между собой?
4 Какая могла бы у нас быть общая тема?
5 Какую роль в группе выполняет каждый из участников и в чем он мог бы быть лидером?
6 Кого не хватает в этой группе?
Если состав меняется, допустим 8 человек ко мне ходят давно, а несколько постоянно меняются, то отсюда вытекают вопросы:
1 Какие роли в моей группе я не поддерживаю?
2 Насколько гибкими являются отношения в группе?
3 За какие роли больше всего конкурируют участники?
4 Какие темы для меня непереносимы?
Таких вопросов может быть очень много. Полезно это проговорить супервизором.
Такой подход позволяет чуть шире взглянуть на свою практику, обнаружить ресурсы и зоны роста. Надеюсь мои идеи будут вам полезны.