И никого не надо нам,
Все, что сейчас есть у меня,
Я лишь тебе одной отдам..."
(с) М.Насыров "Я это ты"
В российских поп-композициях часто воспевается созависимость:
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать,
Весь день не отходя от двери..."
(с) Вероника Тушнова, исполнила Алла Пугачёва
Или:
Я тебя ждала!
Все ждала и верила,
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки"
(с) Г. Поженян, исполнила Майя Кристалинская
В этих строках много интересного, в чём мог бы покопаться психолог - почему она верила, раз сердце говорило об обратном?
Для чего она хранит верность тому, кого не дождалась?
И с чего она взяла (прямо как мантру повторяет), что они - "два берега у одной реки"?
Не допускает ли она, что если они и половинки, то одна - от яблока, а другая - от бобра?...
К песням от лица созависимого человека можно отнести даже более современное:
Хватит нам двоим с головою..."
(с) Земфира
Когда я только-только пришла в психологию (тогда ещё в качестве клиентки), внушительная часть песен поп-жанра (и рок-жанра тоже) выпала из моего плейлиста по одной простой причине: тексты, в которых отчётливо слышалась созависимость, слушать стало тяжело, даже неприятно.
Впрочем, я и раньше замечала, что те или иные композиции, популярные у широкой аудитории, у меня вызывают как минимум недоумение:
Продал картины и кров,
И на все деньги купил
Целое море цветов..."
(с) А.Вознесенский "Миллион алых роз"
Он, цитата - "бедный художник", - зачем он это делает? А на что же он жить будет?...
...В самом деле, если хотел сделать красивый жест, он же художник! - мог бы на той же площади вместо миллиона роз портрет её нарисовать! Во всю площадь. Мелками. Или гуашью. Тоже красиво.
Но нет, здравый смысл в песнях "о любви" (которые на самом деле о зависимости) - не в почёте.
Надо было всё продать, чтобы потом:
Много он бед перенёс..."
В этом плане некоторые современные песни, которые направо и налево ругают то тут, то там, вызывают у меня скорее положительный отклик.
Да, если в куплетах покопаться, там тоже бывает не всё гладко, но вот, например, строки из припева одной композиции, куда более полезные, чем "ждать весь день, не отходя от двери":
Если ты меня забудешь - то и я в ответ"
(с) Егор Крид и Молли
Не идеальный (нет опоры на себя, на свои чувства), но более прагматичный взгляд на отношения. Зеркальный, адекватный подход.
* Ты эмоционально холоден? Значит, я тоже делаю шаг назад, мои эмоции к тебе остывают.
* Ты забыл о моём существовании? Хорошо, тогда мои мысли займут другие мужчины, это об отношениях с ними я буду задумываться.
Или нашумевшая песня Ольги Бузовой "Мало половин", над которой не поглумился только ленивый.
На фоне многих и многих бессмысленных (по смысловому содержанию) композиций, идея данной песни - прекрасна.
Ведь это же просто гимн освобождению от эмоциональной зависимости:
Так бесконечно без тебя.
- ослабление болезненной зависимости от объекта привязанности.
Чего теперь ты хочешь без меня.
- нет необходимости удерживать объект зависимости любой ценой, в том числе - сексом.
И никого вокруг, только ты один.
- упоминание прошлого, в котором на объекте зависимости, что называется, "свет клином сошёлся".
Я открываю мир других мужчин!
- осознавание того, что свои эмоциональные потребности можно удовлетворить с другими партнёрами.
Мало половин, мало, мало половин!
Мало половин, мало, мало половин -
Я открываю мир других мужчин!
- в мире "мало половин" = не все в парах, есть свободные, есть, из кого выбрать.
- понимание того, что без зависимости - эмоционально лучше.
- осознание ценности того, что важно хранить верность себе, оставаться самой собой.
Одна не боюсь быть!
- понимание, что счастье человек даёт себе сам, и что он может это дать себе, будучи сам по себе, вне отношений.
Тянется ко мне, тяне-тянется ко мне (тянется)
- позитивная установка "Вселенная дружелюбна".
Я наедине, я на-я наедине!
- разрешение себе "войти в мир других мужчин", быть в интимном пространстве с другими мужчинами.
И улыбаюсь ему одному.
Не обижу себя и больше
Не позволю это никому.
- намерение защищать себя самостоятельно, нести ответственность за свою безопасность.
*********
Поэтому важно вдумчиво наполнять не только тарелку - едой, но и плеер - новыми композициями.
Особенно находясь на этапе ремиссии, выздоровления от созависимых отношений.
Будьте внимательны к тому, что вы слушаете.