Ах, эта музыка!... Песни о созависимых отношениях

"Я - это ты, ты - это я,
И никого не надо нам,
Все, что сейчас есть у меня,
Я лишь тебе одной отдам..."

(с) М.Насыров "Я это ты"

В российских поп-композициях часто воспевается созависимость:

"...За это можно все отдать!
И до того я в это верю,
Что трудно мне тебя не ждать,
Весь день не отходя от двери..."
(с) Вероника Тушнова, исполнила Алла Пугачёва

Или:

"У меня другого нет,
Я тебя ждала!
Все ждала и верила,
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки"
(с) Г. Поженян, исполнила Майя Кристалинская

В этих строках много интересного, в чём мог бы покопаться психолог - почему она верила, раз сердце говорило об обратном?

Для чего она хранит верность тому, кого не дождалась?

И с чего она взяла (прямо как мантру повторяет), что они - "два берега у одной реки"? 

Не допускает ли она, что если они и половинки, то одна - от яблока, а другая - от бобра?...


К песням от лица созависимого человека можно отнести даже более современное:
"Моей огромной любви
Хватит нам двоим с головою..."
(с) Земфира


Когда я только-только пришла в психологию (тогда ещё в качестве клиентки), внушительная часть песен поп-жанра (и рок-жанра тоже) выпала из моего плейлиста по одной простой причине: тексты, в которых отчётливо слышалась созависимость, слушать стало тяжело, даже неприятно.

Впрочем, я и раньше замечала, что те или иные композиции, популярные у широкой аудитории, у меня вызывают как минимум недоумение:

"Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров,
И на все деньги купил
Целое море цветов..."
(с) А.Вознесенский "Миллион алых роз"

Он, цитата - "бедный художник", - зачем он это делает? А на что же он жить будет?...

...В самом деле, если хотел сделать красивый жест, он же художник! - мог бы на той же площади вместо миллиона роз портрет её нарисовать! Во всю площадь. Мелками. Или гуашью. Тоже красиво.

Но нет, здравый смысл в песнях "о любви" (которые на самом деле о зависимости) - не в почёте.

Надо было всё продать, чтобы потом:

"... Прожил художник один, 
Много он бед перенёс..."

В этом плане некоторые современные песни, которые направо и налево ругают то тут, то там, вызывают у меня скорее положительный отклик.

Да, если в куплетах покопаться, там тоже бывает не всё гладко, но вот, например, строки из припева одной композиции, куда более полезные, чем "ждать весь день, не отходя от двери":

"Если ты меня не любишь, то я тоже нет, 
Если ты меня забудешь - то и я в ответ"
(с) Егор Крид и Молли

Не идеальный (нет опоры на себя, на свои чувства), но более прагматичный взгляд на отношения. Зеркальный, адекватный подход. 

* Ты эмоционально холоден? Значит, я тоже делаю шаг назад, мои эмоции к тебе остывают.

* Ты забыл о моём существовании? Хорошо, тогда мои мысли займут другие мужчины, это об отношениях с ними я буду задумываться.

Или нашумевшая песня Ольги Бузовой "Мало половин", над которой не поглумился только ленивый.

На фоне многих и многих бессмысленных (по смысловому содержанию) композиций, идея данной песни - прекрасна.

Ведь это же просто гимн освобождению от эмоциональной зависимости:

Легче, проще. Уже не кажется
Так бесконечно без тебя.

- ослабление болезненной зависимости от объекта привязанности.

Ночи, хочешь? Мне наплевать,
Чего теперь ты хочешь без меня.

- нет необходимости удерживать объект зависимости любой ценой, в том числе - сексом.

В моей Вселенной ты был господин -
И никого вокруг, только ты один.

- упоминание прошлого, в котором на объекте зависимости, что называется, "свет клином сошёлся".

Но оказалось, что ты не незаменим;
Я открываю мир других мужчин!

- осознавание того, что свои эмоциональные потребности можно удовлетворить с другими партнёрами.

Мало половин, мало, мало половин!
Мало половин, мало, мало половин!
Мало половин, мало, мало половин -
Я открываю мир других мужчин!

- в мире "мало половин" = не все в парах, есть свободные, есть, из кого выбрать.

Чаще, слаще, лучше, чем было,

- понимание того, что без зависимости - эмоционально лучше.

Сделав выводы, я остаюсь настоящей.

- осознание ценности того, что важно хранить верность себе, оставаться самой собой. 

Я больше сильной и счастливой
Одна не боюсь быть!

- понимание, что счастье человек даёт себе сам, и что он может это дать себе, будучи сам по себе, вне отношений.

И этот мир весь тянется ко мне;
Тянется ко мне, тяне-тянется ко мне (тянется)

- позитивная установка "Вселенная дружелюбна".

Мир других мужчин, с ним я наедине -
Я наедине, я на-я наедине!

- разрешение себе "войти в мир других мужчин", быть в интимном пространстве с другими мужчинами.

Ближе вижу я этот мир, -
И улыбаюсь ему одному.
Не обижу себя и больше
Не позволю это никому.

- намерение защищать себя самостоятельно, нести ответственность за свою безопасность.

*********

...На мой взгляд, человек - не только то, что он ест, как метко было замечено однажды, но и то, что он "поглощает" в информационном плане - в частности, через музыку. Ведь она вводит человека в лёгкое подобие трансового состояния, - и после этого её слова, тексты, "оседают" у человека в голове, оказывая влияние и на его мышление, и на его убеждения, и - в конечном счёте - на его поведение. 

Поэтому важно вдумчиво наполнять не только тарелку - едой, но и плеер - новыми композициями. 

Особенно находясь на этапе ремиссии, выздоровления от созависимых отношений.

Будьте внимательны к тому, что вы слушаете.

Козырькова Мария