Агрессия клиента: как быть

Агрессия клиента: как быть.

Агрессивное поведение - одно из самых осуждаемых в социуме.  И понятно почему - в социальной коммуникации важны правила и безопасность, вряд ли кому-то будут приятны крики и ругань.   К агрессивному поведению приравниваются и чувства. Быть агрессивным, злым, недовольным – не одобряется социумом.  С «благими намерениями» детям в семье прививается запрет на злость. Запрещенное не осваивается. Сложности с проявлением и восприятием агрессии могутбытькак у клиентов, так и у терапевтов.

«Назвался груздем, полезай в кузов»

Стоит сказать, что восприятие агрессии и отношение к ней у терапевта в социуме и в терапии могут отличаться. В профессиональной позиции предполагается открытость всем чувствам клиента, в том числе агрессии. Слова – «твоя враждебность мне мешает, я с Тобой работать (разговаривать) не буду» - уместны в какой-то социальной, бытовой ситуации. Но странно  было бы услышать это от терапевта в адрес клиента. Для агрессии клиента  мы предоставляем пространство в терапии также как и для других чувств. Это равнозначное другим чувство, не менее и не более важное, чем тревога, радость, стыд, вина или какое-то другое. Тем не менее, для многих коллег агрессия, идущая от клиента - трудное для выдерживания и контакта переживание.

«Нет» вслух и «нет» про себя – об агрессии открытой и пассивной.

Один хороший терапевт говорил: «Есть два главных слова – «да» и «нет». Агрессия, для меня, это способ, которым  клиент говорит «нет» чему-то в своей жизни,  проявляет свое несогласие с кем-то или с чем-то. Порой  «нет», не реализованное в здоровых действиях или даже неосознанное, упаковываясь в агрессию, накапливается годами и десятилетиями. И в этом случае ее проявление на терапевтическом часе может быть неадекватным, сильным.  Крик, плач ребенка, который не может справиться с обстоятельствами, выдвигаемыми миром,  вызывает сострадание. Крик взрослого человека с теми же чувствами, когда в капсуле злости, скрыты  бессилие,  отчаяние, выдержать без отвержения намного сложнее.

Но как бы нелегко было выдерживать открытую агрессию, еще труднее, на мой взгляд,, быть с тем, кто пассивно агрессивен. То, что прячется, имеет волшебную власть морока: нам плохо, а почему непонятно. Не случайно в фильмах ужасов самые пугающие моменты, когда мы не видим «страшное», а имеем какие-то намеки на его присутствие – шорохи, хруст ветки и т.д. Пассивная агрессия может быть отслежена терапевтом по сопротивлению клиента: опоздания, забывание, путаница в оплате и другое. Она может проявляться точно также как и в социальной ситуации - вроде, ничего плохогоклиентне сказал, а как-то неприятно, неуютно. В случаях, когда клиент сам не проявляет агрессию открыто, терапевт в контрпереносе может чувствовать злость, как бы вместо клиента. Если коллега  не достаточно ориентируется в своих чувствах, в частности агрессивных, то может переживать и вину за эту злость, сворачивать оба чувства и, отгораживаясь от них, угодничать клиенту – и это ловушка. Терапевт с опытом может уже знать, как его тело реагирует на пассивную агрессию клиента – например, головной болью или внезапным желанием спать – и использовать это для понимания состояния клиента.

Что значит выдерживать агрессивное переживание клиента?

  • Во-первых, это не защищаться. Если воспринимать агрессию как нападение, то реактивной может быть попытка защиты и при этом – всегда потеря терапевтической позиции.
  • Не запрещать, устроиться в терапевтической позиции, чтобы была возможность понять клиента, его переживание.
  • Выдерживать – это значит не утопать и не втягиваться в ситуацию агрессии.
  • У терапевта могут быть свои личные стереотипы ответной реакции на агрессию. Растерянность, страх и ступор. Злость, нападение и обида. Вина и желание оправдаться.

 

Важно, зная свои особенности, сдерживать автоматические реагирование и выбирать себя, свой ответ рядом с клиентом сообразно тому, что происходит в пространстве терапии сейчас.

https://www.b17.ru/trainings/masterskaia_konsultirovania/



Что интересного на портале?