Жить душой ребенка

"Где твоя душа?" - один из самых простых вопросов, отвечающих на вопрос: "Кого ты любишь?". Если твоя душа - в твоих делах, ты думаешь в первую очередь и при любой возможности о них, о работе и делах - ты любишь в первую очередь работу. А своих детей - после работы. Если ты думаешь в первую очередь о детях, именно о них вспоминаешь при любом удобном случае - значит, ты любишь в первую очередь своих детей.

Учитывая, что большинство мужчин действительно ставят работу по приоритетам выше, чем семью и детей, можно согласиться с тем, что жить душой ребенка - это преимущественно женский способ жизни.

Но жить душой ребенка может быть не только способом жизни, но и стилем воспитания. Многие мужчины на самом деле очень любят своих детей, заботятся о них и много думают о их воспитании, но думают об этом - по-взрослому и по-мужски. Не по детски.

Дано - ребенок. Задано - воспитать из него человека. Имеющиеся технологии - следующие... План работы - таков...

Прекрасный подход, но в нем иногда не хватает углубленного понимания детских особенностей и детской души. То, что кажется понятным и очевидным взрослому, может быть совсем не понятным ребенку. Ребенок не умеет то, что умеем мы, взрослые, у него другие желания, он хорошо знает, что такое его Хочу и обычно плохо понимает, что такое Надо. Дети любят вредный Спрайт и не любят делать работу над ошибками... Если этого не понимать, если относиться к ребенку как к недоделанному взрослому, ребенок может закрыться, и ваше "воспитание" будет топорным и неадекватным.

О важности этого писал Ш. Амонашвили: воспитателю обязательно "проживать в ребенке детство", не бояться расслабиться и "включить" ребенка, сидящего у вас внутри - тогда все проблемы и вопросы, с которым сталкивается ребенок, вам становятся доступными и понятными с детской точки зрения. Тогда вам открывается способ, при помощи которого можно сделать доступными для ребенка "взрослые" вещи.

Также, исследования показали, что главная и практически единственная черта, делающая студента в будущем хорошим детским психологом - это то, помнит ли студент сам свое детство, не потерял ли он в себе детские воспоминания и детские черты. Если в студенте его детство живет - он с ребенком контакт всегда найдет. Если он свое детство забыл, детство свое потерял - он может быть мудрым педагогом, но естественный контакт с ребенком для него затруднен.

Однако тут есть тонкая грань: если детские особенности понимать настолько, что процессом взаимодействия начинают управлять уже не взрослые, а дети, диктуя родителям свои особенности и настаивая, что родители должны их учитывать (читай - им подчиняться), то "жить душой ребенка" превращается в "жить под властью ребенка". Если родители верят в позитивное начало своих детей, их это вполне устраивает и превращается в официальную идеологию "Я своих детей не воспитываю, я с ними - живу!"

Вот, например, философия одной мамы, выражающей позицию многих мам: "Я мама двоих детишек. К своим 26-ти годам поняла наверняка: ребенок уже с первого своего дня жизни - личность. С самого рождения ребенок чувствует и физический и душевный (дис-)комфорт. Мы - мамы и папы - даны ему не для того, чтобы "воспитывать" его. Порой дети сами нас (пере-)воспитывают. Мы для своих детей - зеркало, зеркало их чувств. Именно родителям (или в первую очередь родителям) дано научить детей понимать и выражать свои чувства. А это так важно и для взрослого, и для ребенка - уметь понимать себя, знать, чего ты хочешь, и в конечном счете - просто для счастья!"

Как относиться к такому подходу? Иногда это допустимо и даже мудро, иногда - слабо и плохо. Если родители сами живут криво и одновременно с этим пытаются (так же криво) воспитывать своих детей, то у детей две неприятности: такие родители и то, что они их воспитывают. Если родители живут сами кое-как и им не до детей, не до их воспитания, это бывает по-своему неплохо. Да, ничему не учат, но хотя бы и жить не мешают.


Если родители толковые, сами живут светло и красиво, и воспитывают детей не словами и поучениями, а примером своей жизни, своим отношением к жизни и к людям - это мудрые и аккуратные родители, бережно относящиеся к своим детям. Однако если родители не только сами живут светло, умно и красиво, но и уверенно чувствуют себя как педагоги, умеют воспитывать своих детей и хотят отвечать за результаты своего воспитания, идеология "Я детей не воспитываю, я с ними живу" уже им не подходит. Она им не по росту, такие могут и уже должны ставить более серьезные задачи.

Смотри Жить с детьми или воспитывать детей?


Что интересного на портале?