Интересно, когда человек осознаёт себя родителем?
Вроде логично предположить – как только им становится.
Так и когда же мы становимся родителями? Это ведь может происходить и происходит не одномоментно именно с рождением ребёнка. Есть люди, кто сознаёт, принимает своё родительство много позже рождения дитя.
Некоторые женщины отмечают, что осознание приходит с шевелением малютки в утробе – «Я мама…»
Часто это не происходит одномоментно, это разворачивающийся во времени процесс – «Я родитель».
Скажу, что он начинается с момента, когда мы сознаём своих родителей, как «не таких» родителей – «А вот Я не буду так делать! Я буду хорошим родителем!»
Протест. Отрицание опыта родителей. Формирование собственного опыта. Личного. Момент различения – это они, а это Я. Они такие, я – другой(ая).
С момента протеста, мы сознаём себя на месте другого, на месте своего родителя, появляется стремление действовать не так, как он(а), иначе относиться к себе – «Я буду лучше!»
Это и переживание сожаления, что мне достались такие родители и злость на них…
Это и клятвы в преданности своим (конечно, пока ещё не рождённым) детям…
Это происходит в детстве. Первое осмысление родительства связано с критикой собственных родителей.
«Я своих детей никогда не брошу!»
Естественно, опыт слияния есть, и опыт подражания тоже есть. Подражание, стремление быть, как мама (папа). Как ему не быть…
Но это – то, что произойдёт потом, когда я вырасту, когда я стану взрослым, у меня будет семья, я буду воспитывать детей, заботиться, ходить на работу.., сейчас же мне хорошо, и я изображаю, подражая маме (папе), играю роль, примериваю её на себя просто по образу и подобию, делая, как она (он), манипулирую куклами, сверстниками…
В этом нет опыта вживания в трудную, сложную, подчас противоречивую ситуацию. А этих трудных, сложных, запутанных ситуаций по жизни разбросано… Ой, йё…
Вы помните, как Вы столкнулись впервые с ситуацией, когда Вас не приняли, как ребёнка? Когда Вам впервые не уступили дорогу, место, не улыбнулись, а наоборот, насупились и впервые обратились с требованием? С требованием, чтобы Вы уступили место, дали дорогу другим…
Вы помните свои переживания?
Это момент, когда в нас увидели не малыша, но признали силу, пусть и пока малую, но уже силу!
А по этой мере и требование. Это естественно. Естественно в мире взрослых.
Этот момент обычно запоминается. Зарубается на носу. Этакий щелчок по носу.
Это и есть инициация – момент перехода от детства к следующему периоду развития.
И мы либо принимаем, переходим на следующий виток своего личностного развития, либо остаёмся дитём, начинаем ныть, канючить… использовать детские способы, вымогая своё – положенное ребёнку.
Но ведь в нас видят уже не ребёнка.
При столкновении с такой ситуацией, мы теряемся, затем злимся, злимся на себя, на ситуацию, на окружение, на родителей, на весь мир! Если не повзрослели, если не готовы отвечать его требованиям.
Затем при некотором (в меру возраста, опыта) размышлении, «они плохие, я буду лучше», и меряем на себя новую роль – собственную, обычно по контрасту: он(а) – так, я – эдак.
Это когда ещё мы впустим в свой опыт промежуточные варианты, подключив творчество и опыт окружающих людей, человечества… Что только и позволяет, учитывая не только потребности самого себя (эгоистичность), но и потребности других людей (альтруистичность), сбалансировать их – что и порождает и утверждает чувство взрослости по-настоящему, а не по внешним признакам подобия.
Вспоминается, как с подобной ситуацией справлялась опытный учитель начальных классов. Ситуация на уроке для ребятишек подготовительного класса – нулевой класс.
Все чинно, важно сидят за партами, играют роль хороших учеников – им ведь рассказали уже, как себя вести в школе – новом пока ещё для них месте, у многих есть пример своих старших братьев, сестёр, стремление скорее вырасти, занять свою нишу в социальном мире…
Один не выдерживает, встаёт…
Ну, что с него взять – 6-летка, дошкольник, мозговые структуры ещё в процессе формирования, им ещё зреть и зреть, пока сформируется сознательное управление собою, согласно понимаю социльной ситуации, волевое поведение, основанное на саморегуляции…
Другие «ученики» в шоке – как так?! Кто-то тоже заёрзал – «Я тоже так хочу!»
Учительница спокойно говорит ему:
«Саша, ты пойди пока в другую комнату, поиграй там, а когда будешь готов, присоедишишься к нам, а мы продолжим наше занятие… Ребята…»
– продолжила занятие она. Она ловко справилась с этой непростой педагогической задачей, уделив внимание выбившемуся из общего процесса малышу, ответив ему в его состоянии, ответив на его актуальную потребность и обратившись к его же уже возможной актуализации, без давления, но с ожиданием её. И поддержала её, стоило ему лишь только проявить желание вернуться в класс.
Она обратилась к стремлению ребят быть в роли учеников. К их потребности быть большими. Не наказывая (да и за что бы?!) выпадающих из этого процесса, спокойно регулируя его. Она организовала социальную игру, сюжетно-ролевую, согласно возрасту и уровню психологического развития ребят.
Опытнейший педагог. Сработала на тончайших нюансах. Обыграла сложную ситуацию, и превратила её в развивающую для всего класса и присутствующих родителей.
Эта ситуация из моей жизни. Дело было в Самаре, СОШ №144. Педагога, к сожалению, по имени не назову. В этот подготовительный класс ходила моя дочь шести лет.
К сожалению, эти, подобные педагогические задачи приходится решать всем нам – родителям, и решать их постоянно. И естественно, цветочки сменяются ягодками, плодами… Расслабляться некогда. Жизнь постоянно подбрасывает всё новые задачи, испытания, всё с усложнением. Это и есть сама жизнь.
Почему, к сожалению? – Потому что трудно, сложно, тяжело… Тяжело потому что, это по нарастающей и постоянно, без отпускных и выходных. От родительства нет отгулов. Разве что, прогулы…
Вместе с тем, это и интересно. Когда мы принимаем своё родительство. И тогда это, к счастью.
Удивительно, в детстве мы играем, но не развлекаемся – мы учимся, учимся жизни, разучиваем роли, формируем навыки жизни, узнаём, постигаем жизнь в её глубине и полноте («Игра – это серьёзно» А.С. Спиваковская).
С возрастом, мы словно забываем это и говорим: «Ах, детство, золотая пора…»
Действительно, то ли дело школьное организованное образование, разве его можно сравнить с дошкольной беззаботной порою?! Надо, надо, надо… Должен то, должен сё…
А где и когда ХОЧУ?!
При этом в дошкольном образовании нет ни каникул, ни отпусков, ребёнок весь день полностью проводит в учреждении, а если взять младшие группы, когда ещё и разговарить-то ещё не особо научился, не говоря уже о сознании своих потребностей и свободном их выражении, навыков заботы о себе…
Да ведь это ссылка, без права на возвращение, на аппеляцию, не иначе!
Но в представлениях так – счастливая пора – беззаботная, сплошные ХОЧУ...
Мы с ужасом, с содраганием узнаём о случаях работы педофилов в детских садах…
В воспоминаниях уже несколько иначе. При специальных усилиях, в психотерапии, например, мы можем припомнить и довольно тягостные моменты, а если хорошо постараться, то вытащим из глубин неосознаваемого, и вовсе вытесненное в своё время и надёжно там сохраняемое, травматическое переживание, да и не одно…
Это ведь наш личный опыт…
Он ведь и формирует, поддерживает наше личностное отношение и к детям, и к детству, и к самим себе, и к родителям, и к родительству, как части своей жизни, в частности. Когда он осознан, прожит, принят, интегрирован, тогда всё и хорошо.
Здравствуйте, я – родитель…
Будем знакомиться, расскажете о себе?
20 октября с 19:00 часов
В «Творческое пространство «0+» в «Кафе для родителей» мы соберёмся для свободного диалога, разговора, обмена мнениями о жизни взрослых и детей в одном пространстве – пространстве семьи.
Поговорим, вспомним своё время юношества, девичества, детства, пробудим те чувства, переживания, мысли.., и обсудим возможности с сочетанной позиции –текущего положения, идей о сотрудничестве и памяти о тех временах.
Адрес «0+»: Кузнечный пер. 19, Санкт-Петербург. Смотрите по ссылке!
https://vk.com/familyconversation
Поведайте друзьям! Приходите, будет интересно!
Это открытое мероприятие.
Вход – донейшн.