Здоровье речи и души. Психотерапия с опорой на философию О. Розенштока-Хюсси.

«Мы друг друга не слышим», «он меня не слушается», «я не понимаю его, а он – меня», «мы, словно, говорим на разных языках»,  – это только некоторые из тех фраз, которые мне часто приходится слышать от клиентов на сессиях психотерапии. Я заметила, что в последние пару месяцев работы, проблемы связанные с речью, невозможностью найти верные и своевременные слова, возможностью выразить словами то, что необходимо – особенно часто проявляется. Возможно, так было и раньше, но сейчас я на это больше обращаю внимания. Люди мало говорят друг с другом, а когда говорят – далеко не всегда находят нужные слова. Часто разговор перерастает в высказывание претензий друг другу, многословие, может, и словоблудие, ссоры и так далее. Этот далеко нездоровый феномен проявляется между взрослыми людьми, между родителями и детьми, между детьми, зачастую приводя к очень серьезным и порой трагическим последствиям, калеча души и судьбы людей.

Я долго думала над этим и поняла, что пора обратиться к философии Огейна Розенштока-Хюсси, с которой я немного была знакома, однако сам философ многие годы оставался для меня очень высоким и непостижимым. Но пришло время вернуться к его основным идеям, восстановить их в памяти, что-то переосмыслить, а с чем-то познакомиться впервые. То, что я знала на тот моментофилософии Розенштока-Хюсси, подсказывало мне, что философ был прав.

Психотерапия с опорой на философию О Розенштока Хюсси" itemprop="image" src='/foto/uploaded/upl_1521610672_30756.jpg' style=' width: 290px; height: auto;'>

Основная идея философии Розенштока-Хюсси заключается в том, что человек становится человеком, самим собой и обретает свое «Я» только в ответ на обращенное к нему слово другого человека. Мы познаем себя во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром. И язык для нас является не просто средством общения, обменом и передачей знаний от поколений к поколениям (от отца к сыну), а в каком-то смысле, условием существования людей. В общении, которое возможно только через язык, заложен фундаментальный феномен бытия. Из всех живых существ только человек обладает способностью говорить и отвечать другому человеку. Язык изменяет человека, обновляет его, делает его причастным культуре. Благодаря языку человек выходит за рамки своего бытия и творит «иные миры» – науку, религию, искусство. По мнению О.Розенштока-Хюсси, язык направлен на то, «чтобы заключать мир, оказывать доверие, почитать стариков и делать свободным следующее поколение».

Но как часто мы видим, что в обществе кроме эпизодического мира, существуют хаос, войны, кризисы. В них философ видит болезни общества, порожденные болезнями языка. Чтобы разобраться в этом и понять, что подразумевается под «болезнью языка», рассмотрим, в чем выражается здоровая речь, здоровый язык. О.Розеншток-Хюсси убедительно показывает, что здороваяречьчеловека включает в себя взаимодействие четырех фаз или форм речи: 1) повелительное обращение (императивная речь), 2) субъективная речь (порождается ответом на императив), 3) повествовательная или «траекторная» речь (слышу и разговариваю), 4) объективная речь, ориентированная на «внешний» мир или мир объектов. Эти формы равноправны, но важна последовательность их осуществления. И, если последовательность нарушается, или какая-то из форм не воплощается при взаимодействии человека с другими и всем миром, происходят нарушения и болезни речи. Например, не высказанная своевременно просьба, не принятое переживание, не сформулированный вовремя ответ. Если мы говорим о взаимодействии членов семьи, то такие болезни в свою очередь порождают конфликты, претензии, нарушения в поведении,  одним словом, разлад или нечто гораздо худшее.

А теперь рассмотрим, как это воплощается в жизни человека. Действительно, становление человека происходит последовательно. В начале человек опирается на императивы, то есть призывы, просьбы, приказания, требования, обращенные к нему со стороны других людей (ребенок опирается на слово родителя, учителя, любого авторитетного лица). Эти голоса задают перспективу развития, они ориентируют человека в его стремлении к будущему. Императив – это толчок к действию. Неслучайно именно с побудительной, императивной речи начинается жизненный путь любого человека. В смысловом поле побудительной (императивной) речи складываются первые наши убеждения, идеалы, принципы, интересы. Слово-призыв (вызов) пробуждает в нас активность, волю к действию, изменению, преобразованию. Когда человек не слышит обращенного к нему слова, он также не в состоянии понять «кто он», «что хочет», «к чему стремится», то есть – к своим личным собственным императивам он оказывается нечувствительным. При нарушении этой речевой формы мы наблюдаем неспособность одного человека передать императивы другому, например, отец не способен сказать нечто важное своим детям, и дети не желают или не слышат отца. Розеншток-Хюсси говорит о том, что без нашей внутренней готовности (заинтересованности) услышать и воспринять обращенное к нам слово «другого» (в качестве «другого» может выступать не только семья или школа, но и искусство, литература, поэзия, религия и т.д.) невозможна никакая система воспитания и образования.

Отвечая на императивы, человек начинает свой путь ответ-ственности (способности ответить, дать ответ). В диалоге начинается путь субъективной речи; в ответе «другому» рождается человеческое «я». Человек отвечает на призыв «внешнего мира», поскольку императивная речь ориентирует нас во «внешнем пространстве». Субъективная речь обращает человека к самому себе, ориентируя его во «внутреннем пространстве» своего «я». Именно здесь возникает и развивается самосознание личности, в поступках доказывается ее причастность к человеческому роду. Отвечая, человек обращается к самому себе, своим ощущениям, переживаниям. Ответ рождается внутренней жизнью человека. И для этого, возможно, понадобится некоторое время. Чтобы дать свой собственный ответ, иногда необходимо взять паузу, побыть в тишине.   

Далее, человек рассказывает и отвечает уже не самому себе, а миру других людей, воплощается повествовательная речь. На этом этапе появляется речевая форма «Мы», человеку уже есть о чем услышать и рассказать миру, «другому». Человек через себя пропускает (принимает или отрицает) «внешний мир». Повествовательная речь обращает нас к прошлому опыту предшествующих поколений (к традициям), как бы соединяя прошлое и будущее в нашем настоящем.

Объективная речь, звучит последней, поскольку помогает человеку оценить себя со стороны, глазами других людей, а не только понять свой внутренний мир – это выход во внешний мир, в реальное взаимодействие с другими людьми. На этом этапе в глазах других людей мы представлены в третьем лице – «он», «она», «они» Это приобретение нового опыта на основании прошлого и движение вперед к познанию себя в этом новом опыте и новом взаимодействии. Это обязательное условие возрождения и воскресения жизни, творения будущего, перехода нашего «я» к новой фазе развития. По словам О.Розенштока-Хюсси мы не можем замкнуться только во внутреннем мире нашего собственного «я». Диалог всегда предполагает пространственно-временные отношения, выраженные во вне, как внешние (Ты и Они) и внутренние (Я и Мы).

В кабинете психолога, на мой взгляд, вполне возможно приблизится к излечению болезней речи, а в некоторых случай, даже исцелить речь – восстановить последовательность форм речи, сформировать чувствительность к императиву, дать время для внутренней жизни, сформулировать свой ответ, высказать его и встретиться с миром. На мой взгляд, это очень созвучно временам психотерапии. Ведь для воплощения каждой формы здоровой речи есть свое время. И важно, чтобы всё осуществлялось последовательно.

Приведу пример из практики с применением арт-терапии. Представим себе кабинет, в котором работают терапевт и клиенты – папа с сыном, которые обратились за помощью по причине многочисленных семейных конфликтов, постоянной занятости отца и отсутствия совместности с детьми, а также болезненности ребенка, его слабости, сверхчувствительности. Сын, по словам отца, является самым «проблемным» звеном семьи и, в некотором смысле, индикатором здоровья семьи, который родители не всегда правильно понимают. В кабинете арт-терапевта первым делом происходит знакомство с правилами и требованиями работы – определяется частота встреч, выбирается время, подбираются материалы для совместного творчества, предоставляется некоторый выбор средств, обговариваются правила пользования материалами. Участники выбирают и занимают каждый своё место. Арт-терапевт обращается к клиентам как к полностью ответственным людям, способным самостоятельно делать выбор и принимать решения. Это время воплощения императивной речи. Важно отметить, что арт-терапевт бережен к внутренним переживаниям клиентов, особенно – ребенка в терапии. Он также следит за соблюдением пауз и «тишины», при обращении к субъективному опыту, чтобы не мешать клиенту понять самого себя и дать ответ. Это время субъективной речи. В пространстве диалогического взаимодействия реализуется форма повествовательной речи – обращение к опыту, историям участников, в том числе и арт-терапевта, есть о чем послушать друг друга и рассказать. И, наконец, в открытости миру и готовности встретить объективную оценку реализуется форма объективной речи. В этот момент обсуждается опыт, рассматривается продукт творчества. Строятся планы на совместное будущее.

Таким образом, речевые формы встают каждый на своём место и осуществляются каждый в свое время. Жизнь, пусть на данном этапе в пределах кабинета психолога, понятна и упорядочена. Это не лишает творческий процесс спонтанности и индивидуальности воплощения, но добавляет ясности, смелости и сопричастности нескольких человек к общему делу. Появляется место (пространство), где у ребенка (и у родителя) есть возможность говорить на человеческом языке, где к каждому участнику относятся, как к способному дать свой ответ, то есть, ответственному. В таком пространстве гораздо легче услышать друг друга, понять, встретиться и идти дальше, но уже вместе.



   

Анастасия Андреевна

Что интересного на портале?