Смерть в любом виде трагична. Смерть ребёнка особенно. Далеко не каждый может выдержать это испытание, без эмоциональных проблем. И, тем не менее, совершить траур по погибшему — неотъемлемая часть восстановления после трагедии.
Как известно, существует 5 стадий проживания горя: отрицание (шок), возмущение (гнев), торг, депрессия, принятие (смирение). Каждый этап вносит свой вклад в проживание горя до конца, позволяя человеку восстановиться и продолжать жизненный путь. Перескочить этапы не получится, но можно застрять на той или иной стадии, надолго затормозив возвращение к нормальной жизни. Не пройдя горе до конца, родители ищут способ перескочить тяжёлые переживания.
Одним из способов является скорейшее рождение нового ребёнка. Цель его рождения — отвлечь родителей от горя. И если женщина не пережив горе или застряв на одной из его стадий беременеет, рождаются замещяющие дети. Родители, желая отдать дань памяти потерянному ребёнку, иногда дают новорождённому имя предыдущего, тем самым наделяя живого ребёнка тяжёлой ношей, а нередко, и трагической судьбой. Со дня своего рождения, ребёнок не принадлежит самому себе, его жизнь не является его. Своим существованием он обязан тому, кто был рождён до него.
Что ждёт замещающего ребёнка?
Чаще всего ребенка-заместителя сопровождают:
- неосознанное чувство вины за то, что я существую,
- глубинное ощущение, что «я не имею право жить»,
- невозможность разрешить себе самостоятельно делать выбор в своей жизни,
- нежелание жить, которое проявляется необъяснимыми депрессиями и попытками уйти от реальности, у детей чаще в фантазии или игры,
- сильная зависимость от родителей.
Однако, в системе Рода не существует не рождённых детей. Если произошло зачатие, значит, в систему семьи вошёл новый ребёнок. Именно поэтому, аборты и выкидыши рассматриваются как не рождённые, но случившиеся дети, занимающие полноценное место в системе семьи. В системе остаются дети, умершие даже в самом раннем возрасте. И иногда из лояльности к первым, вторые дети берут на себя их судьбу.
Как замещающих детей можно увидеть в работе с ребенком?
Ему было 4,5 года. Тихий и воспитанный мальчик. Их направили с ПМПК, а туда они попали из детсада. Диагноз был неутешителен – общее недоразвитие речи 2 степени и ЗПР под вопросом. Из соматики хронический тонзиллит. С программой сада он не справлялся, на вопросы отвечать отказывался. Он действительно все время молчал, а если и говорил то односложно. На приеме долго выбирал во что поиграть и был очень рад, что в наборе игрушек семьи оказался младенец в памперсе. Малыш был тут же взят в руки и зажат в кулачек. А глаза уже искали подходящую вещь. Такой вещью оказался замок с круглыми окнами. Голова младенца вокурат поместилась в этом окне, точнее она в нем застряла. Фигурка так и осталась висеть ногами в воздухе.
- Она хотела прийти к королю в замок, но застряла.- пояснил Он.
Это было все, что Он сказал за эту встречу. Играл он молча. Расставлял мебель, создавая комнату. Рассаживал семью – папа, мама и ребенок – мальчик лет 5. Кормил их, потом родители шли смотреть телевизор, а ребенок оставался за столом один. После этого Он фигуркой ребенка громил все комнаты – разбрасывая мебель, еду, фигурки родителей.
Со слов мамы, дома он тоже себя так ведет. У него все валится из рук, он собирает все углы, а если злится, разбрасывает стулья. Постройка и разрушение комнат повторились еще два раза, все это время замок с младенцем стоял рядом. Когда я объявила ему, что наше время подходит к концу, Он аккуратно собрал все игрушки и ушел, пообещав вернуться.
Вторая встреча началась с поиска замка и младенца, которого немедленно водрузили головой в окно и игра началась. Точнее она повторилась . От первой встречи отличалась только появлением односложных комментариев к игре: они пришли смотреть кино, его не звали, он всегда все ломает. Но когда и третья встреча началась с поиска замка, я решила поговорить с мамой.
- «Она хотела прийти к королю, но застряла»- не напоминает ли это вам, что-то из вашей жизни или из жизни вашего ребенка?
Мама побледнела, а на глазах выступили слезы. Как оказалось, Он родился от второй беременности, забеременела она почти сразу после рождения первого ребенка. Первенец умер, через несколько минут после рождения. Это была девочка. Она застряла в родовых путях и умерла от гипоксии. Конечно, он об этом не знал. Конечно, она старалась держаться, так как это навредило бы второму ребенку. «Траура не было. Мы почти не плакали. Просто так получилось. Так бывает. Никто не виноват.» Но в память о ней второго ребенка назвали ее именем. «Хорошо, что сначала выбрали имя, подходящее для обоих. А он очень ласковый, как девочка. Только последнее время в нем как будто что то просыпается и он начинает кидаться игрушками. И еще почти не говорит.»
Мамины пояснения расставили все по своим местам. Второму ребенку, зачавшемуся так рано, досталось тяжелое наследство: помимо вещей приготовленных для первенца и ее имени , еще и двойные ожидания родителей. Первый из живых, Он всегда будет вторым по рождению. Не отпустив первенца, не горюя о нем родители видят его во втором ребенке. Он вынужден жить за двоих т.е. часть его замещает собой первого.
Р: - Он должен ей сказать, что она не залезет.
П: – Скажи.
Р: – Ты не залезешь в окно, нужно заходить в дверь. Ты не хочешь, но ведь все заходят в дверь. Через окно тебе не залезть к королю. Тогда тебе лучше уйти!
П: – Она уйдет?
Р: – Да.
П: – Куда?
Р: – Туда откуда пришла. Ей там хорошо.
Он проводил младенца до лодки и отправил ее на очень далекий остров. Больше младенец в игре не появлялся. Это был переломный момент как в нашей игре, так и в поведении. В терапии семья фигурок наконец-то смогла собраться за одним столом и вместе смотреть телевизор. А в саду, со слов мамы, стали меньше ругать и отметили успехи в учебе.
А еще через два месяца он принимал участие в праздничном спектакле.