Взрослая и детская депрессия

Каждый из вас, так или иначе, переносил что-то похожее на депрессию. У всех у нас бывают серьёзные неприятности рабочие, финансовые, кризисы в отношениях. Так или иначе, каждый человек реагирует на негативные события. Нет радости от того, что тебя кто-то обидел, унизил, предал, и психика как-то должна справляться с сильными переживаниями.

Плохое настроение это ещё не депрессия. Депрессия – это достаточно серьёзное состояние. Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся симптомами:

  1. снижением настроения (плаксивость или раздражительность, подавленность, тоска или чрезмерная весёлость)
  2. утратой способности переживать радость (ангедония),
  3. нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее), нарушения памяти и внимания,
  4. двигательная заторможенность, медлительность или чрезмерная активность
  5. нарушение сна (бессонница или сонливость), снижение аппетита или переедание,
  6. присутствуют мысли о собственной виновности и бесполезности или «мания величия» и чувство собственной исключительности,
  7. характерны суицидальные мысли и попытки, обычно имеет место ряд псевдосоматических симптомов.

Если вы заметили, то депрессия имеет много разновидностей. Это медицинский диагноз, который устанавливается не только по перечисленным симптомам, а на основании клинико-психологического,  экспериментально-психологического и клинико-диагностического методов.

Невозможно считать депрессией состояние сниженного настроения, отсутствие аппетита и нежелания что-то делать. Здесь можно больше говорить за состояние меланхолии или о перенапряжении нервной системы в результате психологической травмы.

Перенапряжение психики проявится очень по-разному. Всё зависит от силы Эго, от способности к адаптации, от отношения человека к переживаемой ситуации, от типа личности.

Тело помогает психике справиться с ситуации только в том случае, когда психических сил уже не достаточно. Тогда в теле создаются очаги напряжения («камень в сердце», «тяжесть в животе»), перенапряжение мышц, а иногда и серьёзные заболевания тела.

Таким образом, заболевание – это адаптация к психологической ситуации, при недостаточной силе психики.

Именно поэтому, дети реагируют на психологические проблемы телом и телесным поведением. Их Эго дозреет только к 15-17 годам, а до этого времени механизмы психической защиты ещё не развиты.

Не стоит думать, что если мы будем тренировать ребёнка на проявление зрелых психических защит, то он станет более выносливым. Это, наоборот, приведёт к ещё большей травматизации психики.

Психика проявляет то, что положено ей по возрасту.

Вы не станете носить штангу в 60 кг без тренировок. Но и когда вы будете тренироваться, то придётся ещё корректировать режим сна, отдыха, питания и физических занятий. И тренироваться придётся не один-два месяца, чтобы привести тело к той норме, которая позволить взять спортивный вес.

Но, когда дело касается детской психики, родители считают, что объяснений и требований «делай вот так» достаточно.  Не знание особенностей психики своего ребёнка, постоянное сравнение с другими детьми (с другим Эго, живущих в других условиях, с другими психическими процессами, пережитыми психотравмами), обесценивание переживаний ребёнка, приводят к тому, что ребёнок перестаёт адекватно воспринимать и реагировать на происходящие с ним события. Отсюда и тотальное нежелание учиться, общаться, ходить куда-либо и т.д.

Ребёнок символически «прикидывается мёртвым», чтобы его никто не трогал. Однако своё состояние ребёнок не осознаёт, и справляется, как умеет: слушает громкую музыку, смеётся там, где надо и не надо, сидит за компьютером, перестаёт нормально питаться и спать, скачет по школе, становится не собранным, рассеянным, невнимательным. Чтобы чувствовать себя живым нужно вести себя так, чтобы вокруг «кипела» жизнь. Создавать радость ребёнок ещё не умеет, а вот создать негативную ситуацию – это опыт любого ребёнка. Любой ребёнок точно знает как «оживить» маму или папу своим поведением.

Для ребёнка любое происходящее событие имеет важное значение. Дети не живут в прошлом (вспоминая) и не фантазируют о будущем (планирование и проектирование будущего), дети живут здесь и сейчас. Мама не так посмотрела, папа буркнул, кошка заболела, друг не поделился конфетой и много-много мелких сию секундных ситуаций. Когда ребёнок играет, это не планирование будущего – это проживание роли здесь и сейчас. И когда ребёнку остаётся только одна роль – «хороший мальчик» или «хорошая девочка», или «ты школьник», а остальные роли игнорируются, то мир ребёнка схлопытвается. И тогда в «здесь и сейчас» становится нестерпимо не интересно. Вспоминать прошлое – для ребёнка означает тосковать по тому, что уже никогда не вернётся. Планировать будущее – это означает признать, что придётся жить так же как родители (жаловаться на тяжёлую жизнь, страдать от несправедливости начальников, бояться увольнения, поздно приходить с работы, забыть об отдыхе, и стареть) – это жутко!

Ничего не остаётся, как найти того, что поможет украсить «здесь и сейчас» сочувствием, предложит опасную игру в суицид, даст выпить или покурить, то есть даст направление, как выпасть из общепринятой человеческой системы. Стать исключительным через то, что другие осуждают − это обретение свободы.

Как же выйти из меланхолии? Как справиться с потоком негативных событий?

Тут есть комплекс мер:

  1. Развивать взрослому человеку зрелые психические защиты Эго. Чем они сильнее, тем больше стойкости в жизненных ситуациях.
  2. На каждую ситуацию иметь 6-8-12 точек зрения.
  3. Научиться техникам эмоционального восстановления, профилактике эмоционального выгорания.

Вот это упражнение поможет справиться с чем-то здесь и сейчас:  https://www.b17.ru/article/58668/

Есть разница между психологической травмой у взрослого и у ребёнка. Об этом здесь: https://www.b17.ru/article/60377/

Развивайте в себе, а ребёнок возьмёт как образец здорового реагирования.

Творите себя!

 


Что интересного на портале?