Она принимает решение учить других, так как для нее это единственный способ применить свои познания в любимом предмете, а также по финансовым причинам, но не потому, что это — именно то, что она хочет делать. Затем она попадается в ловушку стремления сохранить свою работу, так как эта работа дает ей иллюзию безопасности (она штатный преподаватель!).
Она выполняет в обществе две функции. Во-первых, она работает интеллектуальной нянькой для детей. Кроме того, она помогает вдалбливать в головы детям общественные ценности, то есть готовит из них послушную рабочую силу. Она учит их состязаться, не высовываться, исполнять приказы и приспосабливаться. Ей приходится следовать правилам, которые ей не нравятся, и еще учить им детей.
Ее главная проблема в том, что она проводит все свое рабочее время с детьми, поэтому она почти не общается со своими ровесниками. Если она замужем, она заперта в тюрьме одиноких моногамных отношений; если нет, она не общается достаточно, чтобы удовлетворить свою потребность в признании и общности с другими людьми.
Когда ее начинает раздражать такое положение дел, ей перестает нравиться или педагогический труд, или сами дети, и тогда она принимает позицию Преследователя (хотя при этом остается благосклонной к нескольким «любимчикам»).
Ей кажется, что она счастлива, в начале учебного года, когда ученики и коллеги рады видеть ее, и весной, когда она готовится поехать в отпуск в Европу и полна оптимизма, так как надеется встретить новых людей. Ее истинное отношение к работе проявляется в долгие, одинокие зимние месяцы, когда она мечтает о свободе и портит себе настроение, говоря себе оскорбительные вещи («Похоже, поговорка о том, что тот, кто умеет (мужчина), делает, а тот, кто не умеет (женщина), учит, вполне применима ко мне!»)
Запреты и предписания, внушенные ей с детства:
♦ будь независимой;
♦ не будь собой;
♦ выполняй правила.
Когда она была маленькой девочкой и училась в начальной школе, она решила, что единственный способ делать то, что она хочет, то есть сделать карьеру и быть независимой, — это выбрать «женскую профессию», например, профессию учителя.
У нее часто болит голова и глаза, а так как в школе она чувствует себя плохо, в менструальный период она ощущает депрессию.
Ее обычные игры:
♦ «Если бы не ты»;
♦ «Почему бы вам не... — Да, но»;
♦ «Они будут счастливы, что знали меня».
Способ вырваться из порочного круга предусматривает следующее:
1. Она перестанет давать больше, чем получает взамен, и научится работать в равноправном, компаньонском стиле (то есть установит равные отношения со своими учениками и коллегами).
2. Она решит поставить на первое место свою социальную жизнь: приписать ей по крайней мере такую же важность, как материальной обеспеченности. Будет лучше, если она станет откладывать столько денег, сколько она может, из своего жалованья, откажется от места штатного преподавателя и не станет преподавать в школе больше двух лет подряд.
3. Ей будет полезно время от времени заниматься другой работой, которая даст ей возможность общаться со сверстниками.
Она может использовать свои творческие способности, создав альтернативную школу для детей и взрослых, организованную по принципу сотрудничества и равноправия, где ученики изучают то, что им нравится, а учителя преподают то, что они хотят. Такая школа позволит ей заниматься осмысленным трудом и одновременно общаться со своими ровесниками.