Тренинг сенситивности - это тренинг межличностной чувствительности. Воспринимать и понимать других – глобальная задача человека, живущего в социуме и стремящегося к гармоничным отношениям с другими. В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события, проживая их мы:
- приобретаем опыт переживаний;
- формируем жизненные представления;
- вырабатываем субъективные отношения к происходящему;
- приобретаем необходимые нам умения.
Активное обучение в форме тренинговой групповой работы одна из действенных форм развития социально-перцептивних свойств личности. Тренинг-программа представляет собой специально упорядоченную систему методов, ориентированных на разные уровни сложности (понятийный, репродуктивный, алгоритмический, деятельный, исследовательский). Общими составляющими тренинговой работы выступают:
- концептуальная обоснованность: бихевиоральная, гештальт-психологическая, феноменологическая, гуманистическая, деятельностная и т.п.);
- принципы организации групповой деятельности (активности, творчества, объективации, психологической безопасности, психологической поддержки);
- содержательные цели (направление обучения);
- психотехнология (последовательность и технологическая оснащенность);
- специфика методов (ролевая игра, групповая дискуссия, психотехнические упражнения, командное действие, работа в диадах и триадах, индивидуальная работа над задачей, тренажеры);
- правила комплектования тренингових групп;
- требования к ведущему.
Методически, тренинг – это способ организации активности участников в пространстве и времени с целью достижения заданных целями тренинга изменений.
Тематический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» опирается на гуманистическую парадигму, соотнесенную с психотехнологическим инструментарием других направлений психологии.
Цель тренинг-программы состоит в исследовании собственных возможностей сенситивности как качества личности и осознание необходимости отмежевания того, что мы слышим и видим, от мыслей и чувств по поводу этого. Развитие сенситивности осуществляется в процессе осознания человеком структуры сенситивности и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов. Это осознание возможно путем включения в проблемные ситуации в ходе тренинговых заданий.
Общая цель тренинга конкретизируется в таких задачах:
- Раскрытие и наполнение субъективным содержанием понятий «наблюдательская сенситивность», «теоретическая сенситивность», «номотетична сенситивность», «идеографическая сенситивность».
- Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или от группы, которая включает понимание и прогнозирование состояний другого человека, понимание свойств и качеств другого человека, понимание межличностных отношений.
- Осознание и преодоление ограничений, которые накладываются стереотипными фрагментами сознания в процессе восприятия другого.
- Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предусмотреть последствия взаимодействия с ним.
- Исследование и актуализация личностных ресурсов.
Содержательно тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает: мотивирование (притчи, метафоры, мини-дискуссии); информирование (мини-лекции); самодиагностику; обучение, как овладение и демонстрация (показ возможностей, мини-дискуссии, индивидуальные упражнения); практическое применение теории (имитация правильных действий, упражнения-тренажеры, работа в диадах и триадах); закрепление (творческие задачи, индивидуальные упражнения, отработка умений, ролевая игра как целостное действие); проверку усвоения (рефлексия работы).
Результатом тренинг-программы выступает: актуализация и развитие рефлексии, лучшего понимания себя, своих возможностей и своих проблемных зон; отработка навыков воспринимать, осознавать и понимать другого.
Ось операционных техник тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает такие упражнения:
- «Развитие способности осознавать и вербализовать свои состояния»,
- «Развитие понимания эмоциональных состояний другого»,
- «Анализ невербальных и мимических проявлений другого»,
- «Вербализация состояний и невербальных реакций»,
- «Развитие представления о невербальных средствах выражения смысла: адекватное соединение жестов, поз, экспрессии лица»,
- «Развитие вербализации чувств»,
- «Развитие межличностной сенситивности»,
- «Вербализация качеств другого»,
- «Описание и понимания характеристик другого»,
- «Развитие способности формировать «Я-Образ»: представление о том, как я воспринимаюсь другими»,
- «Вербализация характеристик другого»,
- «Понимание качеств и переживаний другого»,
- «Развитие прогностических возможностей»,
- «Осознание собственной проблемы в общении»,
- «Осознание многоуровневого функционирования в ситуации общения»,
- «Определение уровня эмпатийности и синтонности по отношению к другому».
Перечисленные операционные техники оформляют целостный процесс активного группового обучения и выступают средством восприятия, обработки опыта и анализа проблемы в процессе тренинг-программы.
В табл. 1 приведен методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого».
Таблица 1
Методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого»
№
Основные этапы тренинг- программы
Формы работы на одном занятии (240 мин.)
Общая длительность
(6 занятий)
При-тча
Мини-лек-ция
Мини-дис-кус-сия
Упра-жне-ние
Визуа-лиза-ция
Роле-вая игра
1
Приветствие
-
-
-
10
-
-
60 мин.
2
Опрос самочувст-вия
-
-
5
-
-
-
30 мин.
3
Мотивирование
5
-
-
-
-
-
30 мин.
4
Информи-рование
-
20
-
-
-
-
120 мин.
5
Обучение
-
-
50
50
30
50
1080
мин.
6
Рефлексия опыта
-
-
20
-
-
-
120 мин.
Всего
1440 мин. (24 ч.)
Общая продолжительность тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» составляет 24 часа, 6 занятий по 4 часа каждое.
Тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» представляет собой важный метод овладения средствами проведения анализа межличностной ситуации, формулирования проблемы, определение «пространства собственного незнания», построения личностных смыслов и развития сенситивности как способности отражения и понимания себя и другого, а так же запоминания и структурирования социально-психологических характеристик другого человека и прогнозирования его поведения.
Литература:
- Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 480 с.
- Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. – М. : Ось – 89, 2000. – 224 с.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л. : Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
- Каліщук С. М. Психолого-педагогічна технологія розвитку ціннісно-рольового компонента в структурі професійного становлення особистості майбутнього психолога : [монографія] / К. П. Потопа, С. М Каліщук. – Запоріжжя : Запорізький національний університет, 2011. – 280 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 41 – 49.
- Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : [монография] / С. И. Макшанов. – СПб. : Образование, 1997. – 238 с.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М. : Мысль, 1971. – С. 302 – 303.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологичского тренинга / Л .А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.