Требовательность руководителя

Требовательность руководителя имеет две стороны: Первая - это внимание и плотный (жесткий) контроль за тем, чтобы то, о чем договорились (или по поводу чего дано распоряжение), было выполнено качественно и в срок. Вторая сторона - волевая готовность в интересах дела прямо или косвенно применить силу по отношению к тому, кто не ведет себя должным образом.

Под косвенным применением силы понимается дискомфортный для нарушителя разговор, применение санкций, обращение в милицию, в суд и т.д.

Требовательность - основное качество, отделяющее руководителя от не-руководителя. Человек, не способный потребовать что-либо от других людей, не способен и быть руководителем. И тут уж не поможет ни личное чувство ответственности, ни работоспособность, ни добросовестность, ни профессиональная компетентность, ни экономические и психологические знания. Как только люди почувствуют, что данный руководитель не способен проявить маломальскую требовательность, они перестают воспринимать его как руководителя, отводя ему любую другую роль: спонсора, гостеприимного хозяина, приятеля, собеседника, просителя, прислуги, уборщицы, мебели, курьера, наблюдателя, жалобщика, доносчика и т.д.

Применение силы

К инстинктивному применению силы готовы все люди. Например, если кто-то, не вызывающий ни доверия, ни страха, молча пытается забрать у них важное и лично им адресованное письмо, они инстинктивно оказывают хотя бы небольшое сопротивление. А вот к целесообразному, вызванному интересами дела и отнюдь не инстинктивному (не мгновенному, а отложенному) применению силы способны не все. Поэтому не все могут быть и руководителями.

Можно ли научить человека быть требовательным, если по характеру он совсем не такой? Можно. Для этого, конечно, недостаточно ограничиться красноречивыми убеждениями его в том, что необходимо быть требовательным. Самый простой и эффективный способ - это на какое-то время поместить его в ситуацию, когда недостаток требовательности с его стороны сразу и непосредственно наносил ущерб его личным интересам в наиболее осязаемой форме. Подобно тому, как удар током сразу же, без всяких объяснений и увещеваний, наказывает дерзнувшего взяться за оголенные провода, находящиеся под напряжением. Тогда наш подопечный довольно быстро научится быть требовательным и в тех случаях, когда этого велит служебный долг, даже если его личная заинтересованность при этом отсутствует.

Как развить требовательность в себе

  • Точно знать, чего ты хочешь.

Требовательность работает тогда, когда в первую очередь сам руководитель понимает, чего он хочет добиться от сотрудника, чего является допустимым, а чего нет. Помогут четкие формулировки, записанные на бумаги. Например: Недопустимы обвинения, обиды, конфликты. Недопустимы эмоции не по делу. Недопустимо не выполнение прямого распоряжения. Ошибки - совершает каждый, это случается, это допустимо. Частые и многие ошибки при общем желании и стремлении развиваться и учиться - допустимы и так далее.

  • Если начали требовать - требуйте до конца.

Перед тем как решить, что будете требовать - подумайте хорошо: правда ли вам это принципиально и правда ли у вас есть время и силы додавить свою линию до конца? Если нет - то лучше не требуйте или требуйте не сейчас. Ничто так не подрывает авторитет, как проиграное требование. Если вы уже решили, что что-то для вас важно - требуйте этого до победного конца. Если вам важна ответственность: то или безответственный сотрудник ответственности начнет учиться - или он у вас не работает. Третьего не дано. Не должно получаться, что сначала вы чего-то потребовали - а потом вам надоело и вы бросили. Или отменяйте требование, если выполнять его невозможно, или требуйте исполнения, или увольняйте сотрудника, но не пускайте дело на самотек: потребовали - отстали.

  • Учитесь самодисциплине.

Требовательность к другим начинается с требовательности к себе. Требуете ответствености от окружающих - требуйте ее и с себя, желательно с удвоенной строгостью.


Что интересного на портале?