Тень и теневые энергии


"Ты кто?
Часть силы той, что без числа 
Творит добро, всему желая зла."
Гете "Фауст"

Если мы говорим о глубинной психотерапии, то она начинается с работы с Тенью – вытесненным и неприемлемым содержанием психики. Тень неотступна, ее не нужно притягивать и специально приглашать в работу. Она приходит сама, как только человек получает безопасное пространство для самовыражения.

Тень примерно всегда того же пола и обычно того же возраста, что и ее хозяин.

Это двойник нашего сознательного "Я", растущий и формирующийся параллельно ему (Иоланда Якоби).

Тень растет вместе с личностью и потому ей примерно столько же лет, сколько и хозяину. Не берем в расчет лишь детский период наивности и невинности.

В юности "теневой" слой относительно тонок и переносится безболезненно; но с течением лет, по мере накопления все нового и нового материала, он делается тяжелой, часто невыносимой ношей... встретиться с собственной тенью — значит принять беспощадно критическую установку относительно своей природы (И. Якоби).

Тень всегда того же пола, что и ее носитель.

Женщины вытесняют в Тень одно, а мужчины другое и никогда не проецируютдругна друга свои теневые качества. В женских сновидениях Тень появляется в образе диких, отталкивающих, неопрятных, опустившихся, пугающих, агрессивных и преследующих женских персонажей. Женский рассказ про Тень это фильм Ларса фон Триера "Антихрист".

Мужская Тень приходит в виде неприятных или пугающих мужских фигур, наделенных властью или другим влиянием.

При контакте с Тенью всегда есть ощущение, что еесилапревосходит твою собственную. Тень знает тебя лучше, чем ты ее, а сила у того, кто обладает знанием.

В спектакле  "Косметика врага" (косметика от слова "космос") Константин Райкин выступает в роли Тени - скрытой, неотвязной и отвергаемой стороны главного героя. Оказывается, что этот пренеприятнейший персонаж, воплощающий Тень героя прекрасно осведомлен о всех деталях его жизни и особенно тех, которые тот постарался забыть.

"Аминем беса не отшибешь", избегание своей Тени не приводит к ее исчезновению. Хоть волчком крутись, но Тень всегда с тобой, в проекциях на неприятных людей на улице, на работе, в телевизоре, напоминает о себе в навязчивых привычках, зависимостях, в разного рода физических симптомах.

У человека с лишним весом Тень со свойственной ей злонамеренностью живет в жировых отложениях, у худого — в позвоночнике, печени, сердце и пр. Созависимые помещают собственную Тень в подконтрольного им зависимого. Тенью Бога является Дьявол, Тенью настоятеля монастыря — грязный педофил, Тенью правителя – убийца и людоед, Тенью целителя — доктор Лектор из «Молчания ягнят», Тенью супруга или супруги с акцентом на семейных ценностях — развратник и проститутка. Частные примеры неисчислимы, но всегда действует пропорция — "мирянина искушают бесы, а святого сам черт".

Исчезает Тень лишь вместе с ее носителем как в «Бойцовском клубе», когда главный герой пускает себе пулю в голову.

Тень всегда дополнительна к личности человека.

Это скрытые файлы нашей психики, неизвестные пользователю. Порой они представляются вирусными, хотя в действительности не являются таковыми. В Тени скрывается огромный потенциал инстинктивных природных сил и интуитивных прозрений.

Тень становится враждебной, только когда ее игнорируют или недопонимают. Тень может быть низменной или подлой, представлять инстинктивное влечение, которое следует преодолеть. Но она может представлять и стремление к росту, которое надо всячески поддерживать в себе (М.Л. фон Франц).

Определяющая черта Тени в ее комплементарности и дополнительности к сознательной личности. В связи с этим она не всегда представляет собой что-то неприятное и порицаемое обществом. Например, Тень преступника и асоциального психопата может быть милой и доброй. Просто она очень хорошо скрыта пугающим фасадом, завалена нажитым опытом и практически недоступна. У одного моего пациента алкоголика лесопромышленника из 90-х, построившего свой бизнес по уголовным понятиям, Тень проявлялась в образе олененка. Хоть и в трансовых состояниях, но, тем не менее, эта чувствительная и человечная часть все же присутствовала в нем.

Если о пугающей Тени, то и она не обязательно будет проявлена. На сдерживание ее энергии направлена сила Супер-эго, сформированного воспитанием и позволяющим придерживаться старого рецепта — "Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся!". Если самоограничение не работает, то вступает в силу законы, призванные регулировать отношения между людьми и не допускать свободное выражение теневых энергий.

Между тем, никакое законодательство не способно ограничить проявления коллективной Тени. Законотворчество и законоприменение полностью зависимы от нее — "закон что дышло". Известно, что Гитлер и другие правители, выражающие своим появлением прорыв коллективной Тени приходили к власти формально законным путем.

Тема власти, особенно сосредоточенной в одних руках, во многом является теневой.

Да и политика, как известно, грязное дело. В этой "грязи" формируется особая каста людей, которые берут на себя нечистоплотную роль ассенизаторов и распределителей добра / говна (любое слово на ваш выбор). Все это не для чистюль, боящихся испачкаться. Но именно те, кто вне политики и держаться подальше от этой грязи создают власть, сращенную с теневыми энергиями. Другим делегируется монополия на насилие и передаются контролирующие функции управления если не собственной, то коллективной Тенью.

В тоже время это не означает, что и политически активные оппозиционно настроенные граждане всегда в контакте со своей Тенью, а их борьба всецело мотивирована общественным интересом. История полна архетипических примеров, когда рыцарь, победивший дракона, сам становится драконом и со временем создает еще более страшное драконье царство.

Чтобы предупредить эти опасные перевертыши и революционную смуту в цивилизованных странах действует конституционно закрепленный и неукоснительно соблюдаемый принцип сменяемости власти. Там где он нарушается, общество погружается в темную яму и сосуществует с абсолютным злом — становится одержимым коллективной Тенью тоталитаризма, нацизма, фашизма.  

То какова моя конкретная Тень и что в ней накапливается, зависит от того насколько лучезарна моя личность, насколько хорошо знаю себя и насколько способен быть честными с самим собой.

Каждый несет в себе свою тень, и чем менее она воплощена в сознательной жизни человека, тем она чернее и мрачнее... (К.Г. Юнг).

В "Портрете Дориана Грея" представлена психологически достоверная история о том, как преуспевающий в обществе и влюбленный в себя молодой человек устремляется к познанию всех крайностей и удовольствий. Становится одержимым Тенью, портит себя и свою душу, но остается столь же прекрасен внешне, как и в юные годы. Портится лишь его портрет, воплощающий в себе все неблаговидные поступки и проживаемые пороки. Так в Тень вытесняется все, что считается неприемлемым в приличном обществе.

Вымысел автора лишь в том, что в реальности, даже в нашей современной со всеми ее чудесами косметической хирургии, ботексом и пр. с лица невозможно убрать черты скрываемой Тени. Люди, находящиеся в продуктивном контакте со своей Тенью и управляющие ей с возрастом становятся красивее, в них много творческой энергии и интереса к жизни. Все это отражается на стареющем лице и во взгляде. А у кого-то отвергающего и проецирующую свою Тень на других, ее следы при всех стараниях и любой косметике остаются на лице, образ тускнеет и портится, появляется коррупционная (от лат. corrumpere "растлевать", лат. corruptio "порча, разложение") внешность. "Бог шельму метит" и лицо превращается в морду.      

Одним из распространенных способов прятать свою Тень даже от самого себя является перфекционизм и озабоченность своей безгрешностью – "я не совершаю ошибок, я буду безупречен". Если присутствует желание быть слишком светлым, изображать, казаться, а не быть, то Тень станет слишком густой. Если неприемлемы собственные слабости и малые грех, то в Тени окажутся большие пороки. В ней легко спрячутся и приживутся потенциально опасные для самого человека и для других духи и демоны. Встреча с ними может оказаться невыносимо страшной для знакомства. Страх встретится со своей уязвимостью, стыдом, агрессией, завистью для некоторых людей делает совершенно невозможными самоисследование и глубинную психотерапию.

Вот вы вступаете с кем-то в диалог, и чувствует, что не только не согласны с ним, но его слова поднимают в вас волну стыда, обиды, гнева, подозрительности, хочется разорвать отношения, спрятаться или напасть. И в этом месте вас можно поздравить, вы встретились со своей Тенью.

Вдумайтесь в эти два высказывания, чтобы прочувствовать разницу между человеком отвергающим свою Тень и готовым к встрече с ней:

Начинай каждый день с того, что говори себе: "Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием — и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла" (Марк Аврелий).

Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным (К.Г. Юнг).

Вы работаете с психотерапевтом, к которому сформировалось доверие, но через какое-то время этот заботливый человек начинает говорить какие-то возмутительные вещи, оказывается не так уж и доброжелательно настроен к вам, а встречи с ним выводят вас из равновесия. И если все же сохраниться понимание что дело не в скрытом садизме и или конкуренции с вами этого помощника, что причина сложных переживаний в себе самом, то позже этот период будет оценен вами как время встречи со своей Тенью — как очень продуктивный для узнавания себя и обновляющий процесс.

Станет ли Тень нашим другом или врагом, зависит главным образом от нас самих. На деле она в точности подобна любому человеку, ради сосуществования с которым приходится то в чем-то уступить, то в чем-то пойти наперекор, а то и что-то полюбить — в зависимости от ситуации (К.Г. Юнг).

Дрёмов Сергей

Что интересного на портале?