Субъективность восприятия

В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это:

  • Ценностная избирательность.

То, какой аспект происходящего мы разглядим в происшедшем, во многом зависит от наших ценностей. Смотри Центры сознания

  • Используемые средства восприятия

То, что человек увидит, зависит от используемых им личностных конструктов и метафор. Смотри

  • Воображение и интерпретация.

Можно стараться увидеть реальность (осязание, цвет, звук, а также все то, что можно измерить в физичесих величинах), но чаще люди склонны сразу конструировать эмоционально насыщенную картинку происходящего - Сказку. Смотри Сказка и реальность

  • Позиции восприятия.

Что и как мы увидим, зависит во многом от того, из какой позиции мы будем нечто воспринимать: шаблонно как все, с позиции личного видения и интересов, с позиции интересов партнера либо с позиции той или иной системы. Смотри Позиции восприятия

  • Усвоенная культура и личный опыт.

Гром и молния для физика - атмосферные электрические разряды, для верующей бабушки - Илья Пророк на колеснице, страх Господень. При смене ориентиров и ценностей то, что казалось неприятностью, может оказаться просто нейтральным, а то и долгожданным обстоятельством.

Анекдот времен Советского Союза. Маленькая дочка спрашивает у папы: "Папа, а чем беда отличается от катастрофы?" - "Дочка, вот представь горное ущелье, над ним мост, а на мосту маленький козлик. Если козлик с мостику упал и разбился, это, конечно, беда. Но это не катастрофа. А вот если над этими горами летел и разбился самолет с членами Политбюро, это уже катастрофа. Понятно?" - "Да, я поняла! Если убился козлик, это беда, но это не катастрофа. А если разбилось Политбюро, это катастрофа. Но это - не беда!" Другие примеры: См.→

  • Склонность к шаблонности восприятия.

Поскольку массовая личность пользуется в первую очередь шаблонами, то такой человек видит именно то, что он шаблонным, привычным образом уже видеть готов. Смотри Шаблонное восприятие и Эффекты социального восприятия

  • Гендерные особенности

Женщины склонны в новом скорее видеть опасное, мужчины - интересное. См.

Субъективность социального восприятия

Субъективность социального восприятия, то есть восприятие в окружении других людей и восприятие других людей, носит еще более субъективный, произвольный характер. У людям у нас больше эмоций, больше личных отношений - и восприятие их более личное, более субъективное. См.


Что интересного на портале?