Структура личности

Представьте себе структуру личности в виде трех концентрических окружностей. Внутри будет находиться "Я" как набор инстинктов и рефлексов. В первый год человек получает первый опыт ответственности и отдельности, с первым вздохом, инстинктивно ребенок понимает, что за поддержание своей жизни он отвечает сам, и этот опыт с годами развивается.

Потом он начинает ходить, в начале идентифицируясь со взрослым, а затем постепенно понимая, что он отдельный, что мама - это "не я". Здесь закладывается опыт отношений и формируется психотическое ядро личности (первый внутренний круг). 

Отношения складываются с ближайшим окружением, с мамой, папой и другими близкими взрослыми, происходит распределение ролей и функций между всеми членами семьи. Здесь формируются принципы и ценности, а для этого важны ясные правила,  важно получить опыт однозначности, деления мира на черное и белое, на добро и зло, на ясные функции и роли каждого члена семьи. Практически любой пятилетний ребенок знает "что такое хорошо и что такое плохо" потому что к этому времени он уже прослушал ряд сказок и потому что у него в голове сформировалась более менее устойчивая картина мира. Усложняться она будет существенно позже, а пока важно понимать в чем отличия между мужчиной и женщиной, между детьми и зрослыми и так далее. Поэтому если взрослые сами хорошо понимают ценность своих гендерных функций, то этот опыт важно передавать детям. Мама может для мальчика "сдаться", разрешить частично принимать решения в повседневной жизни, передав ему тем самым возможность принимать решения и опыт доверия женщины, папа может поддерживать здоровую конкуренцию (без унижений и жестокости). Дочерью папа может восхититься, передав ей опыт мужской нежности. Если на этом этапе ребенок получает серьезную психологическую  травму в виде насилия или чрезмерной жестокости, то выбраться оттуда очень сложно. 

Дальше формируется пограничный слой личности, в котором формируются самооценка, собственная позиция, предпочтения, самоуважение, появляется опыт близости со сверстниками (дружба), расширяется круг интересов ребенка. В тяжелых жизненных условиях формирование этого слоя может быть нарушено, и тогда человеку, уже взрослому может быть трудно справляться с собственными эмоциями, отстаивать собственное мнение, разграничивать себя и другого в отношениях (весь мир - это я, а я - это весь мир). Таким людям сложно быть многогранными, они показывают миру только одну свою сторону, они легко соскальзывают в мистический опыт, им сложно принимать ответственность за свою жизнь, скорее они будут ее перекладывать на кого угодно - бога, партнера, родителей. Ощущение рядом с таким человеком странное, как будто вас пытаются втянуть в другую жизнь, и это так и есть, ведь поскольку у них нет понимания границ собственной личности, то и про другого они не очень задумываются. При этом начинать отстаивать свои границы может означать для них то, что вы их отвергаете, и тогда они попадают в свою травму, обиду и оттуда выбраться им непросто. 

Здоровым можно назвать последний слой личности, в котором для человека свойственны сомнения, однако он имеет собственную позицию, умеет фокусироваться на задачах и их решении, хорошо ориентируется в своих реакциях и чувствах. Этот человек ясный в общении, с ним можно сотрудничать и быть разным в контакте с ним: не только веселым, но и печальным, раздраженным. 

При психологической травме, в состоянии сильного горя или острого стресса человек может "провалиться" в предыдущий, пограничный слой, где ему будет трудно дифференцировать собственные ощущения и необходимо получить помощь и поддержку. Однако с этим можно справиться либо самостоятельно, либо при помощи друга или специалиста. Попасть же в психотический слой, на уровень 5-7-летнего ребенка означает разрушение психики. К счастью, это происходит нечасто, во всяком случае в моей практике, где я имею дело со здоровыми людьми. 








Что интересного на портале?