Стресс на работе и руководитель.



Коллеги, данная статья является попыткой взглянуть на стресс, как на фактор, влияющий на причины ухода  персонала даже из крупных федеральных компаний, с хорошими зарплатами и шикарным пакетом социального обеспечения. Интересно, что часто уходят в никуда.  Особенно интересно, почему в одной и той же компании в одних отделах сотрудники работают годами, а в других идет постоянная смена персонала.

В статье, я буду ссылаться на материалы с лекций по курсу «Организационное поведение», которые читает Балабанова Евгения Сергеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШУ.

Одним из важнейших факторов, влияющих на то, как работает или не работает сотрудник является уровень стресса, который он испытывает.

Выделяют два вида стресса:

  • Эустресс – позитивный, мобилизует, заставляет активно действовать.
  • Дистресс - негативный, становится непреодолимым демотиватором.

Однако у двух разных видов стресса общие причины. И то, каким окажется стресс зависит от степени выраженность факторов его определяющих. Прямая аналогия с сладким, когда разумные дозы - это хорошо, а много – ожирение и диабет.

Предлагаю вспомнить причины стресса и подумать, а на появление каких из них влияет руководитель.

1 Группа-  организационные причины стресса:

  • санитарно – гигиенические условия;
  • сложность задач, уровень ответственности;
  • монотонность работы;
  • психологические нагрузки.

В этой группе руководитель прямо или косвенно может влиять на все факторы. Повлиять на условия может как хороший администратор. Чтобы сотрудники могли выполнить задачу любой сложности, может использовать навыки ситуационного руководства и развитие собственных сотрудников. А победить монотонность и психологические нагрузки помогут хорошие навыки планирования и организации.

Хочется обратить больше внимания на фактор «монотонность в работе. Руководители могут недооценивать его влияние, считая небольшим побочным эффектом.  При этом монотонность легко из следствия может превратиться в фактор, определяющий снижение эффективности деятельности сотрудников в организации.  При монотонности и бедности внешних воздействий, у человека развиваются явления сходные с утомлением: увеличиваются ошибочные действия, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость и т.д. Монотонные действия = неизменные действия.  В психологии сознания есть закон «Джеймса» - все неизменное не осознается. Осознаваться может только такая информация, которая может меняться либо субъективно, либо объективно.  Как вывод, руководитель просто обязан в случае монотонности действий своих сотрудников, так выстроить общение с ними, чтобы происходило субъективное изменение рабочего процесса.

2 Группа -  управленческие факторы:

  • объем работы;
  • напряженность трудового ритма, высокий уровень требований;
  • система организации труда;
  • нестабильность занятости;
  • внутриорганизационная конкуренция;
  • мотивация страхом;
  • функционально – ролевая неопределенность.

Само название группы говорит о том, что руководитель может оказывать влияние на факторы в ней.  Держать под контролем 5 факторов из 7 поможет хорошие владение функциями планирования и организации. Главное помнить, что вписать в ежедневник все задачи не значит провести планирование. А озвучит подчиненным этот список не значит организовать работу. Необходимо использовать правила и инструменты планирования. Для этого необходимо прилагать целенаправленные усилия и бороться с ощущением аврала, которое фантастическим образом подталкивает нас бросить продумывать план и побежать «куда глаза глядят».

Остается третья группа факторов – индивидуальные факторы:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • низкая самоэффективность (уверенность что Я смогу);
  • склонность к трудоголизму.  

Да, трудоголики не являются движущей силой организации, так как в долгосрочном периоде у них ухудшается здоровье и снижается эффективность труда.

Вот и получается, что планирование и организация являются крайне важным навыком для руководителя.  Просто посмотрите на состояние своих сотрудников и сделайте выводы.

В случае, если создается впечатление, что и сотрудники в состоянии дистресса, и Вы все делаете правильно, то идите на тренинг.  Работая в группе, вы сможете дополнить собственные представления о себе обратной связью от участников и тренера, что позволит найти скрытые ресурсы и положительно повлиять на ситуацию.


Что интересного на портале?