Страхи у детей и взрослых.

Причины возникновения страхов у детей.

Страхи у детей – настолько распространенное явление, что взрослые не всегда обращают на это внимание. Но наличие затяжного навязчивого страха – это  серьезный диагностический показатель психологического неблагополучия ребенка.

Откуда берутся, на что указывают и какие бывают страхи.

Страх – это  чувство, выполняющее защитную функцию и позволяющее избегать опасности. Страх присущ всем людям, и если он носит ситуационный кратковременный характер, то не представляет проблемы.

 Все  проявления страха, так или иначе, связаны с двумя основными угрозами – угрозой  потери жизни и здоровья (страх смерти), и угрозой потери социальной поддержки (страх оставленности, одиночества).

В каждом возрастном диапазоне у детей возникают страхи, характерные именно для данного периода, если задачи, необходимые для благополучного развития на конкретном этапе не решаются в силу каких-либо причин.  

Это связано с особенностями развития, главными  возрастными процессами и возрастным новообразованиями.

При этом, возникший на более раннем этапе страх, в том же самом виде или немного преобразовавшись, может продолжать преследовать ребенка и в более старшем возрасте, а потом переходить и во взрослую жизнь.

Страх тесно связан с тревожностью, нервным напряжением, беспокойством. Поэтому речь идет о том, что самого рождения и даже во внутриутробной жизни ребенок может быть подвергнут стрессовым ситуациям, которые приводят сначала к тому, что он будет беспокойным и напряженным, а в более старшем возрасте это беспокойство оформится в страх.

Потому что страх, как и любое чувство предметен, то есть можно определенно сказать, чего конкретно боится ребенок. Таким образом, напряжение, тревога, если они возникли на очень ранних этапах развития, будут внутренней причиной того, что ребенок будет ощущать небезопасность, а психика будет искать угрозу в окружающем мире, чтобы защищаться, и найдет подходящий объект для страха.

Как формируются страхи в процессе развития.

В возрасте от 0 до 1 года у детей формируется базовое доверие или недоверие к Миру. Самая главная потребность ребенка в этом возрасте - это такая забота и любовь матери (или человека ее заменяющего), при которой формируется стойкое чувство надежности, ощущение неразделимого с ней целого. Стоит ребенку проявить недовольство, заплакать и мама магическим образом окажется рядом, и избавит от любого дискомфорта – напряжения, голода и одиночества. Так должно сформироваться ощущение «постоянства объекта любви». То есть главный взрослый, тот от кого в прямом смысле зависит жизнь ребенка, всегда есть, доступен, рядом.

И эти важнейшие ощущения безопасности Мира и постоянства объекта любви остаются на всю жизнь и позволяют во взрослом возрасте чувствовать себя в безопасности, строить по настоящему близкие отношения, выбирать надежного партнера, доверять любви и близости, без страха быть оставленным.

Нарушить этот процесс и вызвать формирование излишне тревожной личности, предрасположенной к страхам, могут следующие обстоятельства: если в этом возрасте ребенок не получает постоянной заботы, проснувшись  долго кричит один, его окружение часто меняется, если у мамы депрессия или дома происходят конфликты, если он разлучается с мамой и т.д.

 При подобных обстоятельствах  он получает раннюю психологическую травму и у него формируется общее отношение к Миру вокруг, как к небезопасному, враждебному, способному причинить душевную боль, которое практически не меняется в течение всей жизни.

В возрасте от 1,5  до 3 лет происходит важный процесс развития индивидуальности и отделения от матери. Этот процесс проходит неоднородно. Начиная новую двигательную и познавательную деятельность на втором году жизни, ребенок увлекается окружающим миром, и играя физически отделяется от матери, а ближе к двум годам начинает испытывать страх от осознавания себя отдельным индивидом. Таким образом, и возникает конфликт между стремлением к самостоятельности (знаменитое «Я сам») и  между навязчивой потребностью снова быть рядом с мамой. В этом возрасте психологическую травму может причинить разлука с мамой, раннее определение ребенка в ясли, госпитализация и т.п. Травмирует детей так же раздражение взрослых,  не выдерживающих ребенка, который то призывает к себе, ища утешение на их коленях, то отталкивает, стремясь обрести самостоятельность. Неблагоприятным вариантом будет так же чрезмерно опекающая и не отпускающая мама, или отталкивающая и ругающая за неудачные попытки самостоятельности.

В случае разлук формируются стойкие страхи одиночества, оставления, ребенок панически может бояться даже выпускать маму из вида, или вовсе виснет на руках, он боится потерять любовь родителей, а так же самих родителей. Так формируется страх, что с мамой может что-то случиться, что она не придет и т.д.

Эти страхи, закрепившись на этой стадии, могут преследовать человека в течение всей жизни, а вместо страха за маму, он будет бояться за своих возлюбленных, а потом детей.

Мать на этом этапе важна для формирования собственного «Я», так как только опираясь на постоянного любящего взрослого и получая от него некое отзеркаливание ребенок способен выстроить свою идентичность. Отсутствие  родителя в психическом смысле несет угрозу существованию. Так  может появиться страх, связанный с боязнью ребенка всего, что несет для него косвенную угрозу, например, темноты, оставаться одному в комнате, исследовать новое пространство и т.д. 

В случае чрезмерной опеки, ребенок боится раствориться во взрослом, быть как бы поглощенным им. Конечно он этого не осознает, но его страх будет проявляться в символических формах – в  виде боязни укусов насекомых, пауков, боязни замкнутых пространств, боязни быть съеденным Змеем Горынычем т.п.

При строгом, критикующем  отце, ребенок, боясь агрессии, может так же приписывать агрессивные побуждения сказочным персонажам, например, Волку, боясь его укусов.

В возрасте от 3 до 5 лет важными новообразованиями в поведении и ощущении себя являются проявление инициативы, активность в общении со сверстниками и взрослыми и формирование полоролевого поведения. При чрезмерно критикующих, ругающих родителях вместо инициативности формируются социальные страхи - страх неудачи, непринятия, оценки, формируются чувства стыда (ощущение себя неправильным, плохим, дефективным) и вины (плохое отношение к себе за поступки и неумение).

Формирование принадлежности к своему полу происходит путем идентификации ребенка с родителем своего пола.

Важное значение здесь имеют так же отношения  между родителями, которые наблюдает ребенок.

 Если в паре царят несправедливые отношения, то ребенок связывает несправедливость  с принадлежностью к определенному полу, делая выводы, что например, женщины слабые, а мужчины агрессивные.

В случае, если родитель своего пола отталкивает ребенка своим поведением, например, мальчик боится слишком строгого отца, а девочка не может принять жертвенность своей матери, то происходит нарушенное представление ребенка о себе, о роли и взаимодействии полов.  

Таким образом, не может  пройти процесс половой самоидентичности. Такой ребенок будет очень бояться любого проявления, связанного с его полом, а та агрессия и несправедливость, которая его пугает, будет провоцировать появление тревожности и различных страхов.

Дети склонны идеализировать своих родителей, но взрослея должны научиться справляться с фактом, что родители тоже люди, не идеальны, и могут быть иногда не правы.  Но если этот момент еще не наступил, или родители внушают ребенку, что они всегда правы, незрелая психика ребенка расщепляет родительский образ, и во внутреннем мире появляется  «хорошая мама»  и «плохая мама» (то же с папой). По хорошей маме ребенок безмерно тоскует, а вторая, преследующая и наказующая, уходит в бессознательное и оформляется в дневные страхи и ночные кошмары, приходя в виде страшных сказочных персонажей или «поселяясь» в каком-то другом объекте, предмете или игрушке, например в виде Бабы Яги, которая стремится в представлении ребенка причинить ему  вред.

Все что пугает и травмирует ребенка днем, перевоплощаясь в различные образы, проявляется в снах, где его могут мучить кошмары, где он преследуется кем-то агрессивным, пугающим и подавляющим, а сам является беспомощной жертвой.

Сны имеют символический характер, и являются важным диагностическим критерием, посланием бессознательного, по которому можно увидеть и понять  главные проблемы.

На возникновение страхов так же влияют запугивания родителей (придет дядя заберет), или их собственная тревожность.

Далее в процессе развития имеющиеся страхи закрепляются, преобразовываются под влиянием развития интеллекта, и могут принять форму совершенно постороннего объекта.

 Страхи имеют тенденцию распространяться на похожие объекты, если ребенок испугался одного врача или процедуры, испытав боль и страх насильственного действия ( что в воображении несет опасность уничтожения, причинения вреда), он может распространиться на боязнь всех людей в белых халатах.

Страх может возникнуть и от какой-то одной конкретной стрессовой ситуации, и если ресурсов справиться не хватает, то он перерастет в хронический. Но в любом случае, если процесс развития ребенка прошел благополучно, то ребенок будет более стойким, имея как бы  «иммунитет» от разрастания страхов.

Таким образом, развитие страхов провоцируют психологические травмы и стрессы, которые помимо всего прочего влияют на самооценку ребенка, его самоощущение.

Имея в силу возраста эгоцентрическое мышление, дети склонны обвинять себя в том, что им плохо, их оставили, ругают или не любят. То есть в бессознательном  появляется ощущение себя, как плохого, заслуживающего наказания и преследования. Это снова провоцирует страхи, рождая своего рода страх преследования, который так же обязательно дает о себе знать в кошмарных снах.

С 6 - 7 лет, с наступлением учебной деятельности, когда возникает ситуация оценивания учителями и опасность быть осмеянным сверстниками, все предыдущие социальные страхи могут обобщаться и усиливаться, а еще большее снижение самооценки усиливать ощущение плохости и провоцировать страхи преследования и опасности.

Нарушения, связанные со страхами, провоцируют сдвиг всей «системы безопасности» человека, и часто дети, имеющие какие-либо хронические боязни, в других ситуациях наоборот не чувствуют здоровый, «нужный» страх, который принято называть инстинктом самосохранения.  

Детские страхи, закрепленные на определенных этапах развития, могут продолжать мучить и взрослых людей. Объект страха может изменяться, редко можно встретить взрослого, который боится Змея Горыныча. С развитием интеллекта для страха выберется новый объект, например страх нападения на улице. Бывает, что объект страха не изменяется, многие взрослые боятся темноты.

Очень часто, чтобы проработать страхи у взрослых,  необходимо с помощью психотерапии прожить  детские травмы, которые их вызвали.

Слишком сильные страхи, повышенная тревожность, которые не находят выхода, могут приводить к возникновению фобий и паническим атакам. 

Страх – это тяжелое чувство, его легче предупредить, чем избавиться от него, получается, что психологическая травма произошла в прошлом, но в виде страха преследует человека и в настоящем, не давая полноценно жить.

Как правильно себя вести, если ваш ребенок страдает от страхов и кошмарных снов.

Нельзя ругать ребенка за страхи, обесценивать его чувства или смеяться над ним, называя трусом. Если ребенок готов делиться, рассказывать о страхах, обязательно говорите с ним, слушайте его, расспрашивайте его, помогите ему прожить страх таким образом. Постарайтесь по возможности ограждать детей от стрессов, обеспечивать им безопасное пространство. Не оставляйте ребенка со страхом один на один, не провоцируйте испуг, не наказывайте используя его страх, а для проживания страха будьте с ним, говоря, как в мультфильме «давай бояться вместе».

Если страх остается, то для исцеления может понадобиться  работа с психологом, которая направляется  на выяснение причины страха и работу с ней. Т.е. восстановление самооценки, на достижение полоролевого самоопределения, на достижение большего доверия к окружающему миру и людям, на работу с травмой. С маленькими детьми проводятся занятия в виде игр, рисования или лепки, где ребенок изображает свой страх, взаимодействует с ним, рассказывает про него, проигрывает борьбу и в результате одерживает победу.

Очень важно, чтобы в работу включались родители, изменяя травмирующие ребенка взаимодействия, налаживали отношения в семье.

Если у детей или взрослых страхи чрезмерно сильны, то в таких случаях, помимо работы с психологом, может потребоваться медикаментозная помощь.


Что интересного на портале?