Мне часто родители задают вопрос: что такое сексуальное развитие ребенка? И что они могут сделать, чтобы это развитие проходило правильно?
Итак, прежде чем я начну рассказывать вам о психосексуальном развитии, позвольте немного экспериментов... Если мы возьмем щенка или котенка, изолируем их, то став взрослой особью, они сохранят способность к размножению... Интересно, что высшие приматы, которые были изолированы (или оставались при матери), полностью теряют способность к спариванию! И это уже не изменить. К потенциальным сексуальным партнерам такие особи относятся агрессивно или боятся их. Если такую самку оплодотворить, она, конечно, родит малыша. Но либо откусит ему пальцы, либо оторвет голову...
Отсюда вывод: высшие приматы (в том числе и человек, как вы понимаете) должны УЧИТЬСЯ сексуальному поведению!
В ходе психосексуального развития выделяют три этапа:
1. Ребенок осознает, к какому полу он принадлежит
2. Ребенок усваивает модели поведения, свойственные мужчинам и женщинам.
3. Формируется сексуальная ориентация и предпочтения.
Этапы психосексуального развития ребенка.
1 этап: 0 - 5 лет. Осознание пола.
На этом этапе ребенок должен решить следующие задачи:
--Осознать, что существует 2 пола;
--Понять различия между полами;
--Принять принадлежность к своему полу.
У меня вопрос к родителям: как можно понять, что что-то существует, если ты этого не видишь? Особенно если тебе нет и 5 лет? Соответственно, дети в этом возрасте внимательно изучают свои половые органы, пытаются понять, чем же они отличаются от сверстников другого пола. Они могут рассматривать свои гениталии, трогать их. Они внимательно наблюдают за поведением людей, дифференцируя половую принадлежность и иногда уточняя у родителей, мальчик это или девочка, мужчина или женщина. То есть, на этом этапе ребенок "собирает" копилку мужского и женского поведения. И, естественно, главную роль здесь играет гендерное поведение родителей и ближайших родственников. Скорее всего, именно это поведение станет для ребенка ориентиром на следующих этапах психосексуального развития, скорее всего, именно так ребенок будет вести себя.
Что может нарушить естественный ход психосексуального развития на этом этапе?
1) Если ребенок упорно причисляет себя к представителям другого пола. Такое часто бывает, когда родители ожидали появления малыша другого пола и не смогли принять пол родившегося ребенка. Тогда малыш начинает бессознательно выполнять "пожелание" родителей: я буду для вас хорошим мальчиком (если девочка) и наоборот. Необходимо обратиться к психологу.
2) Наказания за сексуальные игры. Категорически нельзя наказывать ребенка за сексуальные игры.Классический пример из СССР: "Дети, все руки на одеяло!" Если кого-то из детей ловили за этим стыдным занятием, он подвергался публичной порке. Здесь необходимо корректно объяснять ребенку, что есть интимные вещи, которые требуют соответствующей обстановки. Как правило, дети, которые доверяют родителям, сами задают все вопросы касательно пола. И то, что у ребенка в этот период появляется интерес к вопросам пола, совершенно естественно! И это не говорит о его порочности или испорченности.
3) Родителям нужно позаботиться, чтобы ребенок не стал свидетелем их близости. Зачастую половой акт воспринимается, как акт агрессии, как сцена наказания. Что, естественно, травмирует ребенка. Ну а если ребенок все-же стал свидетелем близости, родителям необходимо успокоить малыша, сказать, что мама и папа баловались таким образом, что никто никого не обижал. Или обратиться к психологу. Кстати, психологи считают, что ребенок способен воспринимать половой акт, как агрессивный, уже начиная с 6 месяцев жизни. Выводы делайте сами.
4) Физические наказания. Дело в том, что именно в возрасте 5-7 лет ребенок выбирает для себя значимого взрослого своего пола как эталонный вариант. Он пытается подражать этому взрослому, быть похожим на него. Но, если этот взрослый агрессивен, применяет физические наказания, то ребенок может выбрать другой объект для подражания, и это может быть человек другого пола. Психологи выяснили, что вероятность нетрадиционной ориентации мальчиков в семьях, где применялись физические наказания, намного выше.
4) Развратные действия по отношению к ребенку.
Продолжение следует
Запись на консультацию 8(953) 177-95-90