Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Две главные стороны самостоятельности - это свобода собственного выбора и способность оплачивать эту свою свободу.Самостоятельность - это возможность самому направлять свою жизнь для тех, кто хочет сам распоряжаться своей жизнью. Возможность делать то, что хочется делать именно тебе именно сейчас. Самостоятельный человек контролирует себя сам, а не кем-то снаружи. Предоставить сотруднику самостоятельность - это значит предоставить свободу выбора, чем и когда он будет заниматься. Если мальчику запрещает мама, а мужчине - жена, это не о самостоятельных, не о взрослых людях.
Право на самоконтроль - право на самостоятельность. Там, где вас контролируют, вам самостоятельность не доверяют. Там, где человек не состоятелен, контроль со стороны компетентного человека - не неприятность, а услуга. См.→
За эту свободу нужно платить, поэтому самостоятельным называют того, кто способен и готов свою свободу оплачивать. Самостоятелен тот, кто сам обеспечивает свое существование, кто не настаивает на том, что окружающие должны его содержать и поддерживать. Самостоятельный человек - тот, кто сам стоит на своих ногах, одно из проявлений жизни Деятеля.
Самостоятельность - обязательный атрибут взрослости. Противоположность самостоятельности - несамостоятельность, а то и беспомощность. Что касается послушности, то распространенный тезис "Послушный ребенок самостоятельным не бывает" не вполне верен↑.
Получает право быть более самостоятельным тот, кто берет на себя больше личной ответственности. Теряет право на самостоятельность тот, кто не справляется со своими проблемами. См.→
Воспитание самостоятельности
Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) переставали быть детьми и становились самостоятельными, важно:
- создавать ситуации, когда самостоятельность возможна и им по силам,
- создавать ситуации, когда самостоятельность и взрослость престижна и становится привлекательной,
- создавать ситуации, когда самостоятельность обязательна и просто вынуждена. См.→
Психотерапевтический тренинг, самостоятельность и творчество
Встретилось мнение:
"Задача психотерапевтического тренинга - в первую очередь вернуть человеку способность справляться с жизненными ситуациями самостоятельно. Убрать мешающий повторяющийся способ действовать, приводящий к проблеме. Вернуть способность к творчеству, чтобы человек смог сам самостоятельно справиться со своими проблемами. Естественно, способ справляться будет у каждого - свой".
Это неверно. Психотерапия может вернуть человеку только то, что у него уже было, но формировать у человека отсутствующие или недоразвитые навыки в общие задачи психотерапии не входит.
Если человек не получил соответствующего образования и подготовки, на психотерапевтическом тренинге он в себе академика не откроет. На академика учиться нужно.
Самостоятельность, как и творчество - не врожденные задатки, присутствующие у каждого человека с рождения, а сложные навыки, осваиваемые ребенком под руководством взрослых в процессе освоение ребенком культуры. Психотерапия сама не делает человека самостоятельным и творческим, она только открывает человеку эту возможность.
Есть ли тренинги, способствующие развитию самостоятельности и творчества, занимающие развитием соответствующих навыков? Да, это некоторые тренинги развития личности, специализирующие на данной тематике.