Поступление в первый класс для современной российской семьи это не тоже самое, что и для семей советского времени, когда основные усилия с ее стороны сводились к приобретению атрибутов школьной жизни – формы, ранца, Букваря, прописей и.т. д. и изготовлению копии ключа от квартиры, гордо вешающегося на шею первоклассника. Сейчас к первому классу родители, а зачастую и бабушки, готовятся заблаговременно – тщательно выбирают учебное заведение, водят на курсы по подготовке к школе. В преддверии поступления в школу детские сады устраивают пышные проводы своим выпускникам за счет родителей. В итоге ажиотаж вокруг поступления в школу в чем-то напоминает поступление в институт. И поэтому для психологов не кажется странным, что некоторые родители сталкиваются с серьезными проблемами и именно они, а не их дети оказываются психологически не готовы к школе.
С чем это связано.
Во- первых, мы так устроены, что чем больше мы вкладываемся во что-то, тем сильнее мы ждем отдачи, тем больше мы хотим положительного подтверждения, что наши усилия не прошли даром, и начинаем требовать от ребенка большего, чем он может. Результат – усталость, раздражение с нашей стороны, сопротивление со стороны ребенка учиться.
Во –вторых, наши дети сейчас приучаются к школьной жизни тогда, когда школьная жизнь фактически еще не началась через курсы по подготовке к школе по школьному типу. И далеко не все из них хотят эту самую школу посещать, так как ввиду некоторой абсолютно нормативной психологической незрелости, были вынуждены заменить в дошкольном возрасте любимую игру на занятия за партами. Результат - реакция такого ребенка – не хочу идти в школу, потому что там скучно, нет возможности поиграть. И родителям приходится прикладывать много усилий, чтобы заставлять ребенка выполнять различные школьные задания. Иногда за счет своего и так маленького свободного времени.
В-третьих, в этот период семья, как любая самостоятельная система, вынуждена перестраиваться. В семье появляются новые правила и обязанности, не только у первоклассника, но и других ее членов. Например, кто будет водить в школу и забирать, кто проверять уроки, каким образом ребенок будет общаться с друзьями. К ребенку предъявляются более жесткие требования со стороны социума и со стороны родителей. Как результат – нередки нервные срывы не только у ребенка, но и у родителя.
В-четвертых, пришло время взрослым предъявить миру свое главное произведение. И не всегда ожидание родителей совпадает с получаемой реакцией о стороны окружающих на результат их развития, обучения и воспитания. Результат – родительское разочарование, растерянность и неуверенность в себе ребенка.
В-пятых, как правило, где-то на заднем плане своих переживаний у родителей появляется тревога за то, что ребенок уже не тот непосредственный малыш, который сильно нуждался в особой заботе. Школа - это учреждение, из которого ребенок выйдет уже взрослым, а значит и может покинуть дом и оставить родителей и бабушек без дела их жизни. И этот вид тревоги, скорее всего не осознается родителями, но становится едва ли не основной причиной проблем в школьной адаптации детей.
Психологический комфорт родителей напрямую влияет на результат адаптации ребенка к школьному обучению. Ребенок подпитывает свои собственные негативные и положительные переживания переживаниями своих родителей. Чем спокойнее и счастливее родители, бабушки и дедушки, тем спокойнее и быстрее ваш ребенок адаптируется к первому классу.
Отсюда самый главный вывод. Не смотря на то, что ребенка к школе готовить нужно, необходимо родителям позаботиться и о собственном психологическом благополучии.
Как это достигается.
- Нужно разрешить себе тревожиться. имеете полное на то право. Возможно другие родители удивляются силе ваших переживаний и пытаются их обесценить, но они не прожили то, что прожили Вы и опираются только на собственный опыт.
- Постарайтесь ребенку разрешить ошибаться. Не нужно в первом классе ожидать от него сверх успехов. Пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет учиться. Бывает и так, что только в среднем звене или в старших классах у ребенка просыпается ярко выраженный интерес к учебе, который перерастает в успешную школьную успеваемость. И эту успеваемость ребенок, самое главное, начинает контролировать сам.
- Очень серьезно отнеситесь к тому факту, что при переходе ребенка в школу в семье появляется свободное физическое и эмоциональное пространство, которое необходимо заменить чем-то другим. Варианты могут быть разные –работа, учеба, увлечения. Лучше всего, если это будут совместные с супругом мероприятия. Такая деятельность послужит отличной профилактикой дальнейших трудностей, связанных с воспитанием своего ребенка.
- Проговаривайте с членами семьи, какие изменения в правилах и обязанностях необходимы для благополучия в вашей семейной системе.
- Если у вас сразу не получается, ничего страшного, мало кто в такой ситуации перестраивается быстро. Дайте себе время перестроиться.
- В каких-то сложных ситуациях обращайтесь за помощью к специалистам соответствующего профиля, а именно к социальным педагогам и психологам не только по поводу своего ребенка, но и своего собственного психологического благополучия.
Помните, что счастливые дери растут в счастливых семьях.
Заботьтесь о себе!