Ребёнок и компьютер


 

   Современное общество живет в век быстрого темпа развития информационных технологий. Уже редко услышишь вопрос: «А стоит ли покупать ребенку компьютер?». Как правило, большинство семей уже имеют компьютер, а зачастую и другие всевозможные гаджеты и девайсы (devices). Поэтому возникает вопрос, с какого возраста ребенок может пользоваться компьютером? Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать особенности восприятия ребенком виртуальной информации в зависимости от его возраст.

   До 3-4 лет ребенка привлекает лишь движение на экране, а содержания мультфильмов или игр он пока не понимает.

  От 4 до 7 лет дети с трудом различают реальное и воображаемое, могут сопоставлять себя с любимыми героями.

После 7 лет дети могут соотносить образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представление о времени и пространстве, они учатся рассуждать.

Только к 10-11 годам важным становится содержание увиденного, которое дети способны анализировать. Примерно с этого возраста они могут сами выбирать программы и игры, интересные им. При этом большую роль играет руководство взрослого.

Таким образом, рассмотрим влияние компьютера на ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, т. е. младший школьный возраст.

В большинстве случаев мнение родителей категорично, это либо полный запрет, либо не ограниченный доступ к компьютерной технике. По статистике, лишь единицы из родителей подходят грамотно и адекватно к решению этого вопроса. Нужно сказать, что проблема кроется не только в грамотности родителей, но и в недостатке времени, усталости и загруженности современных мам и пап. Быстрый темп жизни часто заставляет родителей принимать решение о полном допуске ребенка к компьютеру, тем самым, освобождая время на другие дела, пока ребенок дома и занят «делом». Полный запрет встречается довольно редко, так как лишь самые стойкие и строгие родители могут устоять перед активными просьбами своих чад.

Итак, определим вред и пользу, которую приносит компьютер нашим детям.

Вред от компьютера:

  • значительная зрительная нагрузка;
  • длительная вынужденная поза, статическое напряжение на мышцы;
  • быстрая утомляемость;
  • излучение;
  • избыток информации не соответствующей возрасту (насилие, постельные сцены, секты и т.д);
  • воздействие на психику ребенка (бедность эмоциональной сферы, агрессивность, уход от реальности, нарушение социальных контактов и т. п.);
  • зависимость.

Компьютер может нанести определенный вред обучению детей младшего школьного возраста. У детей снижается успеваемость по многим дисциплинам. Дело в том, что у ребенка слишком сильный соблазн воспользоваться различными функциональными возможностями компьютера во время выполнения уроков (различные приложения и интернет ресурсы).

Кроме того, большая часть времени, отведенного на подготовку домашнего задания при неконтролируемой работе за компьютером, будет уходить на общение в различных социальных сетях, на форумах или же на компьютерные игры, что негативно влияет на успеваемость.

Польза компьютера:

  • умение пользоваться компьютерной техникой;
  • развитие логического и оперативного мышления;
  • умение прогнозировать;
  • развитие произвольной памяти и внимания;
  • концентрация внимания;
  • развитие моторики;
  • формирование зрительно-моторной координации;
  • получение информации;
  • формирование игровой и деловой мотивации. Во-первых, игры приносят удовольствие детям, во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые могут пригодиться ему в жизни. Он учится добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести игры, способствующие стремительному развитию познавательных функций ребенка.

Как видно, компьютер необходим современному школьнику. Без него ребенок не будет гармонично развиваться, не имея определенных навыков и умений для успешной самореализации, которых требует окружающий его мир.

В итоге, главной задачей, стоящей перед родителями, является не запрет доступа к компьютеру, а охрана психического и физического здоровья ребенка при работе на компьютере.

Несколько советов родителям:

  • время общения ребенка с компьютером должно быть дозировано, для младших школьников это не более 2 часов в день. Помните, что время отдыха ребенка должно быть в 2-3 раза больше времени, проведенного за компьютером;
  • используйте пароль на компьютере, чтобы ребенок не мог бесконтрольно пользоваться им;
  • правильно организуйте рабочее место: обеспечьте достаточное освещение, подберите стул и стол в соответствии с ростом ребенка, установите монитор на расстоянии 50 - 60 см. до глаз, используйте современные мониторы. Для уменьшения зрительного напряжения используйте гимнастику для глаз;
  • для снижения статического мышечного напряжения необходимо делать перерывы в работе, сменить позу, перейти в вертикальное положение, сделать несколько физических упражнений средней интенсивности (наклоны, повороты тела, круговые движения головой и т.д.);
  • используйте развивающие компьютерные игры и программы, избегайте игр агрессивной направленности;
  • используйте программу «защиты от детей», что позволит вам контролировать все действия ребенка за компьютером и избегать негативной информации;
  • не рекомендуется разрешать ребенку работать за компьютером перед сном.

Уделяйте как можно больше внимания и времени своему ребенку и совместной деятельности, аргументируйте и объясняйте свои ограничения и запреты, и тогда даже в работе с компьютером ребенок получит только пользу.