Развиваем внимание творчески

​​​​​​​Где внимание, там сила.

Внимание - это альфа и омега нашего бытия. С него начинается все: чтение, обучение, общение. Концентрация, объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость, направленность - это виды (свойства) внимания. Мы все разные и степень внимания у всех неодинакова. Многим знакомо еще со школы: "Какой ты невнимательный!", "Будь внимательней!". Из-за чего часто доставалось "на орехи". А от этого внимание не только не улучшалось, напротив - ухудшалось. Оттуда и растут корни многих неврозов, т.к. одна из основных проблем невротика - ухудшенное внимание.

Действительно, а как стать внимательней? Разве это не данность, которая как деньги, по Шолом-Алейхому, есть-есть, нет-нет? Существуют ли какие-то упражнения, которые смогут улучшить это капризное, своенравное, но так необходимое внимание?

Да, есть. И мне очень приятно предложить вам несколько упражнений для развития это самого важного компонента человеческой психики - внимания.

Основные упражнения

1. В течение 30 сек. смотрим не отрываясь на любой предмет (карандаш, точку на стене, кончик пальца)

2. Рисуем линию на листке и следим как она выходит из под карандаша. В том месте, где отвлеклись, рисуем петлю. И снова продолжаем. (1-2 мин.).

3. Наблюдаем за секундной стрелкой. (2 мин.)

4. Когда моем посуду, например, стакан, говорим себе: "Мыть стакан". Когда закончили: "Стоп! Прекратить мыть стакан".

5. Разглядываем картинку (3 мин.). Все до мелочей. Впиваемся в нее взглядом. Затем на выдохе закрываем глаза и мысленно стираем этот образ. На вдохе (считаем до 4-х) снова впиваемся взглядом в картинку, и опять на выдохе закрываем глаза и мысленно стираем увиденное. (до 50 раз).

6. Разглядываем картинку. Стараемся рассмотреть и запомнить как можно больше и лучше (3-5 мин.). Закрываем глаза. Мысленно воспроизводим картинку (3-5мин.). Затем открываем глаза и сличаем образ с оригиналом. Находим упущенные детали. Снова стараемся запечатлеть, запомнить. На вдохе (счет до 4-х) закрываем глаза и воспроизводим образ. На выдохе (счет до 4-х) открываем глаза и сравниваем образ с картинкой (до 50 раз).

7. "Луч внимания" (по В.Л. Леви) Отыскали взглядом отдаленный объект в большом круге внимания ( купол церкви, башня крана, телевизионная антенна). Направили на нее луч своего внимания и держим его. Можно переменно, а можно неотрывно (2-3 мин.).

8. Затем взмахнули лучом и устремили его на объект в малом круге внимания (кончик носа, например). Держим (2-3 мин.).

9. Затем делаем взмахи лучом внимания: от ближнего объекта к дальнему, и наоборот. (2-3 мин.). А теперь пробуем с закрытыми глазами.

Дополнительные упражнения

1. Представить ярко-зеленую траву.

2. Представить и ощутить укол иголкой.

3. Ощутить вкус лимона.

Упражнения для детей

Детям можно предложить отыскать необычное в обычном: в пятне на стене увидеть каракатицу; в плывущем облаке - гнома, барашка и т.д.)

Пожелания

Не старайтесь делать все и сразу. Понемногу, по принципу "от простого к сложному". Главное, систематично. А результат придет - вы это почувствуете.

Главное: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

Литература

  • Леви В.Л. Искусство быть собой
  • Вуджек Том. Тренировка ума
  • Психологос. Энциклопедия практической жизни.

Что интересного на портале?