Растерянность: отупение и ступор

Растерянность - состояние некоторого отупения и ступор. Перестает работать голова, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия.

Растерянности, как трансовому психическому состоянию, противоположна собранность и разумная активность.

Растерянность часто возникает при встрече с серьезным затруднением, с чем-то для человека страшным, с важной и трудной ситуацией. Надо заметить, что прямой связи ступора и растерянности с трудной ситуацией нет: у других людей точно в такой же ситуации появляются другие защитные эмоции: не ступор и не растерянность, а, например, злость или ярость.

Была бы привычка впадать в эмоции, а эмоция - всегда найдется.

Как формируется растерянность у детей?

Растерянность часто считают чем-то естественным, тем, что появляется само. Правда здесь в том, что дети осваивают и выучивают растерянность в достаточно раннем возрасте, обычно в возрасте от 3 до 7 лет, и к нему за многие годы привыкают.

Растерянность - не базовая и не врожденная эмоция, а выученное состояние. Его смысл и выгода - снятие с себя ответственности: "Я растерялся - а что я в этом состоянии могу поделать?!" Смотри Теория социального психоанализа эмоций

Многие родители невольно участвуют в формировании и укреплении у ребенка состояния и поведения растерянности.

Так, мамы, видя ребенка растерянным, обычно начинают его жалеть, проявляют к нему повышенное внимание, стараются его защитить от трудной для него ситуации и что-то за ребенка сделать, - по факту, положительно подкрепляют его ступор и демонстрацию беспомощности. Если же на ребенка, вошедшего в растерянность и ступор, недовольно кричит отец, то ребенок ему в ответ только усиливает ступор. Отец остается в дураках, ребенок снова выигрывает. Кричать на детей - малоэффективно, а вот приучить их слушаться и не давать им (даже по мелочам - все начинается с мелочей!) входить в ступор - полезно и вполне реалистично.

Если ребенок видит и чувствует, что ступор ему по факту взрослые разрешают, он проходит путь самонаучения от ситуативной растерянности до выученной беспомощности по жизни. Через какое-то время вроде бы взрослый, а по сути человек-ребенок провоцирует у себя возникновение чувства растерянности, разрешает себе быть в растерянности и нередко длит у себя состояние растерянности, превращая его в фоновое состояние по жизни. Взрослый человек не разрешает себе это состояние и, при случайном его возникновении, быстро собирает себя.

Как выходить из растерянности?

Отнестись к этому спокойно: растерянность проходит, а вы остаетесь. Не надо ни паниковать, ни винить себя - это не помогает точно. Что помогает? Помогает сделать простые действия, с которыми вы справитесь всегда.

Например, начинающим учителям в новом классе растеряться - элементарно. Так вот, не обязательно начинать сразу разговаривать с классом, можно поправить стул у стола, подойти к окну и открыть окно (или закрыть окно), найти мел и написать что-то на доске. Это привлечет внимание класса, класс затихнет, а учительница поймет, что у нее здесь многое вполне получается.

Если вы одни - поднять и опустить руку. Присесть и встать. Зачем? А затем, чтобы возвращать себе власть над своими действиями.

Если рядом друг или близкий человек, сказать: "Я, кажется, растерялся!" - Это лучше, чем совсем тупо стоять. Если вспомните, хорошо сказать или сделать что-то смешное, например сказать "О-па!" и вытаращить глаза. Когда вернете глаза на место, пройдет и растерянность.

А самое главное, приучите себя к простым и важным привычкам, которые исключат у вас состояние растерянности. Привычки две:

  • всегда смотреть по жизни вперед и составлять план действий: внутренне готовиться к предстоящей ситуации, продумывать "что скажу" и "что буду делать".
  • представлять энергичный и собранный образ себя: в любой ситуации внутренним взором видеть, как вы себя уверенно ведете, что вы делаете и что вы говорите.

Когда в голове есть план будущих действий и картинка собственного поведения, вы сделаете лучшее из возможного.

Как приводить в чувство того, кто растерялся

Если человек растерялся, а от него нужны адекватные действия, то быстрее всего его приводит в чувство:

  • спокойная уверенность,
  • убедительная похвала,
  • простые вопросы, на которые человек может и должен ответить,
  • простые и четкие инструкции, что сейчас нужно делать.

Что интересного на портале?