Если честно, я влюблена в философию метода и в моей практике семейного психолога большая часть консультирования происходит с помощью метода расстановок на фигурках (курс «Расстановки в индивидуальном сеттинге» в ИКСР (Москва) несколько лет назад). О методе написано много и есть замечательные статьи. Я бы сегодня попыталась сконцентрироваться на пользе философии метода в индивидуальном и семейном консультировании, когда осознание пути решения происходит еще на этапе диагностики.
К истокам: Действительно, метод системных расстановок, признанный в России как одна их психотерапевтических модальностей, а точнее философия метода восходит к различным направлениям практики семейной терапии. Среди них : стратегическая семейная терапия Джей Хейли, где семья рассматривается как «кибернетическая система»( идея автоматической системной саморегуляции), семейная терапия Витакера и Сатир ( с ее знаменитой «семейной скульптурой»), структурная семейная терапия Минухина (границы, структура, иерархия), книги и работа Б.Хелингера ( порядки, законы, иерархия), системно-феноменологический подход и другие.
Теория: В основе системного подхода лежит представление о семье, как о открытой/закрытой энергетической системе, имеющей свои законы, порядки, иерархию, границы и законы функционирования. Все мы – составляющие множества систем, в частности – родовых систем. Родовая система состоит из множества людей – членов системы. По самым скромным подсчетам – 7 поколений это 144 человека. Все мы - члены системы, помимо сознания и личного бессознательного имеем в своем бессознательном несколько областей (личное, родительское, родовое, национальное….коллективное…), которые оказывают постоянное влияние на поведение и выстраивание отношений каждого с другими людьми и на жизнь в целом. Иногда проблемы в настоящем (строительство новой семьи, супружеские, детско-родительские проблемы и т.д.) имеют корни происхождения в семейном или родовом поле (поле – символическое место, где хранится опыт (прежде всего эмоциональный) всего человечества, народа, рода, семьи. Причин системных нарушений может быть много: нарушение иерархии, исключение одного или нескольких из системы, непрожитые чувства и желания предков, негативные передающиеся сценарии и т.д
Практика: При консультировании я неоднократно замечала, что введение клиента в философию системного подхода, знакомство его с основными законами и порядками семейной системы, уже само по себе оказывает терапевтический эффект.
Женщина испытывает трудности в отношениях с пожилой матерью. Живут в разных квартирах. Поток претензий к маме ( за 80 лет) лет, которая не хочет объединяться с дочерью (дочери бы было проще помогать ей ). Мать своевольна, не слушает дочь, самостоятельно распоряжается накоплениями(«зря тратит деньги»), ходит не в «ту Церковь» и т.д.
Исходя из услышанного, делаем два шага.
- Прошу нарисовать генограмму 3-х поколений. Женщина увлеченно составляет ее. Отмечаю, что про мать рассказывает скупо и с неудовольствием.
- Прошу расставить семью (предлагаю фигурки). Возникает пауза и женщина ставит фигурку матери рядом со свои младшим сыном. При этом выбирает для обозначения матери «детскую фигурку». Возникает пауза. На вопрос: «Что не так?» клиентка делится ощущением неправильности происходящего, но не понимает в чем дело. Далее следует рассказ. Моя любимая философия метода.
- По завершении предлагаю сравнить генограмму и расставленную семью. Клиентка восклицает: «А она как мой ребенок! Так я иерархию нарушаю!» По моему совету находит «правильное место матери» и самостоятельно заменяет « детскую» на «взрослую» фигурку. Далее мы просто разговариваем о том, как теперь изменятся их отношения и что конкретно нужно сделать.
Таким образом, на этапе диагностики и выявления запроса мы предлагаем клиенту составить генограмму и «расставить» образ своих отношений. В данном случае – своей семьи. Знакомство с теорией «Правильного образа», философией расстановок и ее сознание, часто без непосредственно расстановочной работы приводят к решению.
Несмотря на кажущуюся простоту сделанного, от психолога требуется глубокое понимание философии метода и навыков работы в «поле». Особый вид работы, если речь идет о расстановках на фигурках. Здесь задействованы несколько другие навыки и умения, чем в расстановке с группой.
Для желающих познакомиться и научиться особенностям работы с фигурками проводится цикл семинаров. Информация здесь: https://www.b17.ru/trainings/rasst_na_figurah/