Работа с детьми (проблемы в общении родителя с подростком, вопросы воспитания, состояние ребенка).
Несмотря на то, что о взаимодействии с ребенком написано бесчисленное количество статей, книг и монографий, на мой взгляд - это сложнейшая работа. Очень просто (и, во многом, приятно) говорить о том "как нужно воспитывать детей". Психоанализ прекрасен и сложен одновременно именно тем, что не может ответить на вопрос о правильном воспитании. Есть, безусловно, некие общие принципы и моменты взаимодействия с ребенком, но в рамках психоанализа не получится поговорив 1 час, сказать: "Вам нужно отдать сына в секцию дартса и все пройдет".
Психоанализ ищет внутренние, невидимые и не проговариваемые аспекты взаимодействия. В случае общения родителя с ребенком или в случае работы с самим маленьким пациентом, упор делается не на педагогику, а на кропотливую работу по поиску и изменению внутренних аспектов как самого ребенка, так и (хоть и частично) родителей.
Правила, которым я следую в работе:
1. Детская терапия начинается и заканчивается только с согласия самого ребенка. Нельзя заставить приходить к психологу. На первую встречу - возможно, но последующие встречи проходят только с согласия (по желанию) ребенка.
2. 1 раз в месяц мы встречаемся с родителями. Как бы странно это не звучало, но "выздоровление" ребенка не всегда приветствуется в семье и, такое случается, приводит к усилению конфликтов. Поэтому 1 раз в месяц мы обсуждаем с родителями изменения.
3. Ребенок имеет полное право не рассказывать родителям, что произошло на встрече. Собственно, я не имею на это же вообще никакого права.
4. Ребенок сам выбирает чем он будет заниматься: рисовать, собирать пазлы, бегать по кабинету, говорить, играть с игрушками и тд
Пример.
На консультацию пришла мама с сыном-первоклассником. Мать жалуется на "гиперактивность" сына и полное нежелание учиться (остальные симптомы я упущу).
На первой встрече я выслушиваю жалобы матери, предлагаю ей свои условия, обговариваем оплату. Предлагаю мальчику свою помощь и объясняю условия. Говорю сколько раз в неделю мы будем встречаться. Объясняю, что ему тоже нужно будет платить: на каждую встречу он должен приносить что-то важное (рисунки, истории и тп).
Мальчик нерешительно кивнул и мы начинали, встречаясь 3 раза в неделю. 1 раз в месяц мы встречались с его мамой и обсуждали вопросы, которые ее беспокоят по ходу терапии сына. Через 5 месяцев, мальчик решил прекратить терапию. Я согласился с тем, что мы можем прекратить работу и мы расстались.
Итог:
Я очень надеюсь, что в столь короткой зарисовке мне удалось передать главную мысль: мне не известно итоговое количество встреч, после которых "все будут счастливы". Это миф. РАБОТА с психологом на то и называется работой - это долго и не всегда просто.