Как часто так бывает, что нас настолько тревожит какая-то ситуация (или даже несколько ситуаций), что сил уже просто нет с ней бороться. Человек и морально, и физически устает.
Именно такая девочка пришла ко мне на прием. Помимо прочего, ее родители рассказали о ее "интересных" взаимоотношениях с подушкой. Каждый вечер перед сном повторялась одна и таже история: девочка ложилась спать, и начинала постоянно теребить свою подушку. Она ее то "взбивала", то наоборот "пришлепывала" - в итоге очень долго добиваясь такими манипуляциями состояния собственного комфорта. В жизни девочка вела себя соответствующим образом: она прикладывала множество усилий для решения даже самых простых задач (например, выбора одежды), изматывая тем самым себя, и выражая агрессию на близких.
В ее песочных картинах у каждого персонажа была своя собственная подушка, которую он выбирал сам, и потому ему было очень удобно на ней спать.
Должна также сказать, что сама Клиентка обожает уроки технологии, охотно готовит и шьет.
И тут я подумала: а почему бы и нет? почему бы не соединить терапию, подушки и урок технологии в одно полезное целое? И вот что у меня получилось:
1. Я попросила Клиентку вспомнить и описать ситуации, которые в данный момент ее беспокоят и вызывают негативные переживания.
2. На каждую ситуацию я предложила девочке выбрать кусок материала, соответствующий ее чувству. Размер материала также должен был отражать "величину" испытываемого негативного переживания (поэтому некоторые кусочки девочка разрезала).
3. Куски материала разложили на пол. Я просила Клентку встать на кусок и вспомнить, ощутить себя в той ситуации, ощутить всем телом те переживания, которые там есть.
4. Затем я попросила вспомнить ситуации в том же месте (или с тем же человеком), но вызывающие приятные переживания.
5. На каждую "положительную" ситуацию Клиентка также выбирает кусок материала, соответствующего по силе и величине испытываемым чувствам.
6. Кладем кусочки "негативные переживания" - "позитивные переживания" рядом. Прошу Клентку сначала быть в "негативе", затем в "позитиве", и отслеживать изменение силы и величины испытываемого негативного чувства. После пребывания в "позитиве" негативные переживания становятся не такими яркими, и не такими уж и негативными. Кусочек ткани я прошу уменьшить, соответственно величине этого чувства в данный момент. Девочка складывает сначала пополам, потом еще пополам. Некоторые кусочки, таким образом, превратились в совсем маленькие квадратики.
7. В итоге выполнения упражнения у нас получилось 6 кусков материала. Из которых я предложила сделать наволочку для подушки (если я не ошибаюсь, такая технология называется лоскутное шитье). Подушку я, конечно, приготовила заранее.
И вот какая красота у нас получилась (вариант не окончательный, т.к. нам не хватило времени сшить вместе 2 больших куска на лицевой стороне):
Если готовых кусочков не хватает для наволочки, можно предложить Клиенту вспомнить какие-нибудь еще ситуации, где он испытывает позитивные переживания.
По истечению времени сессии девочка отметила прилив сил и энергии, и отличное настроение. Думаю, эту ночь она спала более спокойно)))