Психотерапевтическая подушка: метод коррекции негативных переживаний

Как часто так бывает, что нас настолько тревожит какая-то ситуация (или даже несколько ситуаций), что сил уже просто нет с ней бороться. Человек и морально, и физически устает.

Именно такая девочка пришла ко мне на прием. Помимо прочего, ее родители рассказали о ее "интересных" взаимоотношениях с подушкой. Каждый вечер перед сном повторялась одна и таже история: девочка ложилась спать, и начинала постоянно теребить свою подушку. Она ее то "взбивала", то наоборот "пришлепывала" - в итоге очень долго добиваясь такими манипуляциями состояния собственного комфорта. В жизни девочка вела себя соответствующим образом: она прикладывала множество усилий для решения даже самых простых задач (например, выбора одежды), изматывая тем самым себя, и выражая агрессию на близких.

В ее песочных картинах у каждого персонажа была своя собственная подушка, которую он выбирал сам, и потому ему было очень удобно на ней спать.

Должна также сказать, что сама Клиентка обожает уроки технологии, охотно готовит и шьет. 

И тут я подумала: а почему бы и нет? почему бы не соединить терапию, подушки и урок технологии в одно полезное целое? И вот что у меня получилось:

1. Я попросила Клиентку вспомнить и описать ситуации, которые в данный момент ее беспокоят и вызывают негативные переживания.

Девочка вспомнила 3 ситуации: а) постоянные 4-ки по математике вместо желанных 5-к; б) "преследование" поклонника, к которому она не испытывает никаких любовых чувств; в) в танцевальной школе ее временно поставили в последний ряд, что вызывало сильную обиду.

2. На каждую ситуацию я предложила девочке выбрать кусок материала, соответствующий ее чувству. Размер материала также должен был отражать "величину" испытываемого негативного переживания (поэтому некоторые кусочки девочка разрезала).

3. Куски материала разложили на пол. Я просила Клентку встать на кусок и вспомнить, ощутить себя в той ситуации, ощутить всем телом те переживания, которые там есть.

4. Затем я попросила вспомнить ситуации в том же месте (или с тем же человеком), но вызывающие приятные переживания.

а) 5-ка за контрольную по математике в начале учебного года, причем она была единственная, кто получил такую оценку. б) когда "поклонник" строит гримассы и кривляется, ей бывает очень даже весело. в) несмотря на то, что она стоит в последнем ряду, руководитель кружка очень хвалит ее за правильное и точное выполнение танцевальных движений

5. На каждую "положительную" ситуацию Клиентка также выбирает кусок материала, соответствующего по силе и величине испытываемым чувствам.

6. Кладем кусочки "негативные переживания" - "позитивные переживания" рядом. Прошу Клентку сначала быть в "негативе", затем в "позитиве", и отслеживать изменение силы и величины испытываемого негативного чувства. После пребывания в "позитиве" негативные переживания становятся не такими яркими, и не такими уж и негативными. Кусочек ткани я прошу уменьшить, соответственно величине этого чувства в данный момент. Девочка складывает сначала пополам, потом еще пополам. Некоторые кусочки, таким образом, превратились в совсем маленькие квадратики.

7. В итоге выполнения упражнения у нас получилось 6 кусков материала. Из которых я предложила сделать наволочку для подушки (если я не ошибаюсь, такая технология называется лоскутное шитье). Подушку я, конечно, приготовила заранее.

И вот какая красота у нас получилась (вариант не окончательный, т.к. нам не хватило времени сшить вместе 2 больших куска на лицевой стороне):

Если готовых кусочков не хватает для наволочки, можно предложить Клиенту вспомнить какие-нибудь еще ситуации, где он испытывает позитивные переживания.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: даже если Клиенту не нравится какой-то кусочек, "выбрасывать" его из наволочки нельзя, т.к. мы не можем выбросить эти переживания из жизни Клиента. Но можно нашить поверх него другой кусочек - с позитивным переживанием.

По истечению времени сессии девочка отметила прилив сил и энергии, и отличное настроение. Думаю, эту ночь она спала более спокойно)))








Что интересного на портале?