Подростковый и «переходный» возраст. Возраст 11-12 лет является, пожалуй, наивысшим в жизни человека по развитию сенсорного уровня антиципации. Это можно подвердить, наблюдая за способностями подростков к спортивным (требующим реакции) играм, компьютерным играм схожих жанров (шутеры, платформеры, симуляторы техники и спортивные симуляторы, и др.), а в реальной деятельности – развитие реакции и умений в быстрых спортивных играх. На базе этого развиваются те высоко профессиональные навыки, которые обеспечивают функционирование спортсмена в более взрослом периоде. Также и овладение социальным временем получает наивысшее развитие - в период с 15 до 20 лет оценка временных интервалов достигает наибольшей точности.
По игровым предпочтениям, часто можно наблюдать возрастающий интерес к тактическим, и далее – к стратегическим играм. Еще Л.С. Выготский предложил идею о то, что в переходном возрасте появляется более определенный жизненный план и определенного набора жизненных целей – эти новообразования становятся основой для самостоятельного принятия решений, становления личности над ситуацией, повышения самостоятельного контроля над жизнью. Л.С. Выготский пишет: «Когда говорят: подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то, с точки зрения того, что нам известно о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение внутренним миром. Недаром внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком. Возраст этот, таким образом, как бы венчает и завершает весь процесс культурного развития ребенка». Старшеклассникам более присуще рассмотрение ситуации уже по-новому, с позиции будущего, нежели прошлого или настоящего (в нашей терминологии - формирование локуса времени в будущем). С точки зрения будущего («идеального Я») развивается собственная Я-концепция. Однако, по меткому выражению Л.С. Выготского, подростка характеризуют не слабость воли, а слабость цели. Они еще не устремлены далеко вперед (и, значит, пока еще не могут служить векторами развития личности), часто идеалистичны и смешиваются с реальными целями. Разведение реального и идеального планов, определенная «приземленность» целей - условие адекватного развития личности, хотя, не стоит забывать и о том, что цели идеальные могут быть поставлены человеком, имеющим силу воли и умения для того, чтобы добиться высоких результатов.
В 12 - 15 лет подростки могут рассматривать свою собственную реальность как частный случай потенциально возможного. Будущее приближается с возрастом, воспринимается как более близкое и ощущаемое. В соответствии с этим, включается все больше процессов саморегуляции, основанных на восприятии будущего и прогнозирования событий. Собственная личность и социальная реальность подвергаются активному конструированию в соответствии с психологическими особенностями антиципации личности и образа будущего.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7