Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)

Младенчество (первый год жизни). Младенец рождается с механизмами восприятия и прогнозирования времени и пространства. Развивается способность к плавному прослеживанию предметов, к 4 неделе появляется способность антиципирующей динамической фиксации (предвосхищение будущей позиции предмета). По исследованиям Е.А. Сергиенко, в  возрасте от 2 месяцев младенцы успешно  решают задачи прогнозирования исчезновения объектов за ширмами, демонстрируя при этом как дискретные, так непрерывные стратегии. Также, по исследованиям фон Хофстена от 4 до 8 месяцев у младенцев значительно развивается способность ловить движущийся объект, со все более возрастающей скоростью, более того, они уже прогнозируют форму и размер перед схватыванием. 

         Как пишет Сергиенко Е.А., «в жизни человека нет такого периода, когда бы он был полностью лишен предвосхищающих схем. Новорожденный, открывая глаза, видит мир, бесконечно богатый различной информацией. Он должен быть готов, хотя бы частично, начать перцептивный цикл и подготовиться к приему последующей информации. Это предполагает наличие некоторых врожденных схем... врожденны лишь самые общие схемы первоначальной организации и сбора информации, которые впоследствии детализируются во взаимодействии с окружением». Предвосхищающее поведение выражено уже на первом месяце. Самое значимое проявление предвосхищающего поведения - комплекс оживления как прогнозирование общения и ласки со стороны значимого взрослого.

         Точкой возникновения способности к формированию перспективных образов будущего можно, предположительно, считать возникновение рефлексии, тесно связанной с развитием чувства времени. Таким образом, мы можем предположить, что у высших млекопитающих, имеющих рефлексивные способности («зеркальный эксперимент» - высшие обезьяны, врановые птицы, и др.), присутствуют не только антиципационные способности (хорошо присущие всем животным с развитой ЦНС, но и способность к формированию образов собственного будущего, до определенной степени обладающих схожими характеристиками с ОБ человека). Узнавание себя в зеркале проявляется у детей, как правило, на втором году жизни (в качестве крайних границ в разных источниках  упоминают возраст от 6 мес. до 2,5 лет).

         Раннее детство и дошкольный возраст. Миелинизация нервных волокон (завершается к концу второго года жизни ребенка) связывается Крушинским Л.В. с развитием способности к экстраполяции (собственно – прогнозирующее поведение). Продолжается складывание сложных антиципирующих схем и перцептивных гипотез. К периоду 1,5 года ребенок способен прогнозировать вес предметов, которые он еще не держал в руках. В 3-4 года дети с удовольствием совершают, казалось бы, бесцельные пробы, удивляются и радуются неожиданным сочетаниям, узнавая в них знакомые объекты, или наоборот, переживают с удивлением, что не могут опознать получившееся.  Так и со временем: до 4 лет дети способны приблизительно оценить промежуток времени (короткий или длинный). В возрасте от 4 до 6 лет они уже могут сравнить промежутки по длине («этот длиннее», «тот короче»). Происходит определенная адаптация, «притирка» механизма принятия решений и эмоциональных реакций (от сбора информации нейронами-детекторами до ощутимой разницы между вариантами, которая анализируется нейронами-интеграторами), своеобразная тренировка эмоциональной и рациональной систем принятия решения, планирования и оценки деятельности – на основе антиципационных и репрезентативных процессов. Преодолевается разрыв в способности выполнить действие, существующий между перцептивным поиском и ожиданием (внутренней репрезентацией – образом достижения).

         В целом, именно дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия и репрезентации времени.

         Усваивается еще одно из наиболее значимых достижений человека – система счета, что, видимо определенным образом связано с развитием способности конструирования до высокой степени - ни животные,  ни дети до 4-5 лет не владеют понятием числа как концепта, хотя определенные способности ложатся в эволюционную основу данного механизма. В 4-5 лет появляется наглядно-образное мышление, целиком задействующее процессы конструирования образа достижения – антиципация на уровне представлений. Начиная с 7 лет дети могут приблизительно соотносить цифровое социальное время с их внутренними ощущениями, сказать примерно, какова продолжительность интервала в минутах или часах. Неважно, что они ошибаются, но здесь идет притирка собственного времени с социальными «нормативами».

         Овладение временными представлениями (о единицах измерения времени, и об отношениях между временными интервалами) проходит несколько этапов. В 1-2 года дети владеют простыми временными наречиями (сейчас, еще, когда, скоро), до 3 лет усваивают понятия, относящиеся к временным периодам (вчера, сегодня, завтра, сезоны года, время дня и ночи), начинают соотносить себя с временными координатами (развитие временного самосознания). С 3 до 6 лет человек, очевидно, усваивает более точные временные отрезки и отношения между ними, а также временные периоды, не освоенные ранее (год, месяцы, дни недели и прочее), более точно соотносит себя в системе социального времени, а также развивает и способности восприятия объективного времени. Интериоризация социальных таймфреймов (временных единиц-периодов, таких как год, неделя, час и др.), происходит путем проблемного обучения и накопления жизненного опыта. Ориентация во времени становится регулятором деятельности и  объединяющим началом человеческой личности.

         Если в 3 года горизонт предвидения (способность к постановке вопроса «что я буду делать в будущем») составляет один день – завтра (именно на третьем году жизни человек начинает употреблять конструкцию «Я буду»), в 3,5 года  - неделю, то уже в 4 года временная перспектива охватывает несколько месяцев или сезон года, в 5 лет – порядка одного года, и уже в 8-9 лет – перспектива растягивается на десятки лет. Как пишет Вазина К.Я., «К шестилетнему возрасту умение планировать общий сюжет игры проявляется слабо, а планирование общего сюжета игры требует учета более далекой временной перспективы, чем, например, распределение ролей в игре». Однако, дети, опирающиеся в деятельности больше на опосредованные маркеры антиципации (светофоры, помощь мамы и т.п.), пока не привыкли к тому, что предвосхищение, скажем, возможности появления машины из-за стоящей машины при переходе улицы. Предвосхищение постепенно становится жизненно необходимым, во многом из-за возрастающей вариативности жизни ребенка, снижения роли родительского контроля и т.д.

         Понимание вариативности будущего и умение соотносить собственные ощущения с социальными эталонами времени– одно из важнейших достижений дошкольного возраста. Тест на понимание вариативности будущего – это полученные в ответ разные варианты развития событий, - как правило, дети младше 6-7 лет дают строго однозначные прогнозы развития ситуации. К 6-7 годам ребенок может сказать: «Есть разные способы (варианты)».

         Появляется также отношение к времени (прошлое может казаться светлым «хочу обратно в детский сад», или наоборот, события прошлого могут образовывать генерализованное негативное чувство), возникает репрезентация времени - повторное воспроизведение внутри психики, и конструирование времени - способность фантазировать в пределах определенных воображаемых временных отрезков. 

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7








Что интересного на портале?