Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)

Следует предупредить читателя, что психофизиологические механизмы восприятия времени развиваются, безусловно, с самых ранних этапов онтогенеза, но овладение социальным временем (умение определить общепринятые временные единицы, или ответить, сколько времени на часах) - это  уже умение  интеллектуальное, так же, как чтение или письмо, оно расширяет и дополняет психофизиологический план. Говоря о восприятии времени и его физиологических основах на ранних этапах, мы говорим о предпосылках человека к овладению более сложными формами времени.

         Основные закономерности развития восприятия времени в онтогенезе можно сформулировать так:

         1) с формированием прогнозирования ритма происходит формирование пространственно-временного континуума психики;

         2) в ходе развития психика расширяет границы собственного времени - от пребывания в настоящем моменте, к овладению прошлым и будущим;

         3) по мере овладения временем, психика овладевает и пространством, в котором реализуется поведение;

         4) в любом периоде жизни человеку кажется, что раньше время шло медленнее, чем в актуальный период.

         В каждом возрасте, на каждом возрастном этапе, человек по-разному воспринимает, конструирует и использует время.

Как писал П. Фресс, «именно пространственно-временные представления, сочетающиеся со словесным обозначением, порождают условия для дифференциации пространства и времени, разделения прошлого, настоящего и будущего. По мере того как развивается речь, расширяются возможности реконструкции прошлого и предвосхищения будущего».

         На сегодняшний момент можно сказать (определенно - на теоретическом уровне), что развитая способность чувствовать, воспринимать, предвосхищать  время и ритм, заложенная с детства, в юношестве даст возможность почувствовать и адаптироваться к колебаниям настроений других людей, групп, а затем - поможет уже взрослому всесторонне развитому человеку почувствовать дыхание времени, “маятник истории”.

         Особенности восприятия времени, ритмики организма, способности прогнозирования временных интервалов и конструирование поведения на основе адекватного ритма и соответствия внутреннего (психического) времени объективному (внешнему), способность ориентироваться и строить пространственно-временной континуум – основания для способности конструирования будущего, заложенные в организме, развивающиеся в ходе онтогенеза.

 

         Краткая характеристика этапов становления и развития субъективного времени в онтогенезе

         Пренатальный период. Психические закономерности на данном периоде в основном не исследованы. Однако отдельные практические исследования говорят о многих фактах, в которых выражена способность восприятия времени. Формирование специфической пространственной организации мозга человека начинается во втором триместре (16 недель). Ритмика звуков, а также внешняя речевая среда (разговор матери с ребенком во время беременности) служит для формирования способности восприятия и прогнозирования времени, а пространственная антиципация формируется через двигательные акты ребенка и матери (сохранение в памяти различий и совпадений внешних, внутренних стимулов, движений). Антиципирование (предвосхищение)  музыкального ритма формируется рано – задолго до рождения, также существуют и исследования антиципирования ритма новорожденными: у грудничков на датчиках видно «ожидание» новорожденным удара в тот момент, где он должен был бы быть, но не прозвучал. Ритмичность (восприятие и способность повторения ритма) человека является важнейшим показателем сформированности и адаптивности антиципационных процессов.

         К пяти месяцам, вероятно, появляется антиципационный эффект (удовольствие-неудовольствие от проявляемой антиципационной активности), поскольку 4й - 5й месяцы – срок включения гипоталамических центров в общую систему нервной деятельности, их стимуляция как от собственного состояния ребенка, так и от материнских гормонов (эндорфины, катехоламины).  Это также в свою очередь способствует более быстрому развитию способности прогнозировать время – т.о. своеобразное обучение этом на нейрогормональном уровне начинается, как мы видим, уже на 4-5 месяце.

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7




Что интересного на портале?