Предмет психологии времени: психическое время.
Объект: закономерности восприятия и репрезентации времени в психике.
Проблемы психологии времени как науки:
- является ли темпоральная организация человека единой, или содержит независимые друг от друга уровни;
- какова единица индивидуального психологического времени человека;
- каковы индивидуальные характеристики переживания времени;
- каким образом происходит интериоризация социального времени;
- каким образом психика конструирует будущее;
- возможны ли коррекционные подходы к темпоральной организации и каковы они, и другие вопросы.
Задачи психологии времени:
- изучение истории исследований времени в психологии (исторический аспект);
- исследование психофизиологии восприятия и оценки времени в рамках задач психологического исследования времени (психофизиологический аспект);
- исследование возрастных особенностей психологии времени (онтогенетический аспект);
- изучение репрезентации и конструирования субъективного времени и временной перспективы личности (психологический аспект);
- изучение социальной психологии времени (социально-психологический аспект);
- изучение методов и методик исследования в психологии времени (диагностический аспект);
- разработка и апробация методов коррекционной и психотерапевтической работы с нарушениями восприятия, репрезентации, конструирования времени, нарушениями временной перспективы и темпоральной мотивации (коррекционный аспект);
- исследование и применение методов и методик повышения эффективности деятельности с использованием разработок психологии времени (консультационно-развивающая работа).
Несмотря на то, что проблематика времени и его связи с мыслящим человеком рассматривалась и до становления психологии как науки (Гераклит, Зенон, Аристотель, Августин, Декарт, Кант, Лейбниц, Ньютон и многие другие), здесь необходимо в краткой форме коснуться исследований проблемы в научной психологии.
О способности приспособления внутренних процессов организма и свойств психики под внешние условия пишет еще Г. Спенсер в 1855 году: «приспособление внутреннего под внешние условия». Пожалуй, с этого предположения, началась линия концепций, которые говорят о существовании специальных образований в организме, способных подстраиваться и замечать ход физического объективного времени.
Г. Вудроу (1883-1974), занимавшийся изучением восприятия времени, подчеркивал субъективность, «придуманность» восприятия времени в отрыве от реального восприятия: «время представляет собой понятие, которое… связано с восприятием только посредством процессов умозаключения».
Э. Титченер, изучавший восприятие звука, ритма и мелодии, приходит к выводу о том, что существуют два измерения субъективного времени – и последовательность, и одновременность. Их сочетание образует единое поле восприятия времени: мы воспринимаем мелодию как последовательность нот, однако удерживаем ее целиком в поле внимания.
Д. Креч, Р. Кратчфилд (1948) говорят о том, что время не является каким-то определенным стимулом, воздействующим на чувства (нет специальных сенсоров, предназначенных для восприятия времени, так же как и нет энергии времени), поэтому предполагают существование физиологического механизма, преобразующего интервалы времени в сенсорные сигналы.
П. Фресс (1963) предполагает, что для понимания природы психического времени необходимо узнать, согласовано ли время внутренее (субъективное) с временем объективным. Быстро ли или медленно протекает внутреннее время? Успеваем ли мы адекватно воспринимать и оценивать те изменения, которые реально происходят в внешнем мире и в нашем организме? Ведь именно изменения внешнего и внутреннего - те маркеры, по которым мы отслеживаем ход времени и по которым строится субъективное восприятие времени. По Фрессу, время, с одной стороны, - конструкт человеческого сознания, с другой стороны - существуют определенные биологические часы организма.
Механизмам восприятия и оценки времени, соответственно, посвящено множество работ, как теоретических, так и масса практических, начиная, пожалуй, с самых известных, П. Фресса, до современных нейропсихологических исследований с использованием сложнейшей аппаратуры. Вкратце мы коснемся этого направления исследований в соответствующей главе.
Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с. ISBN: 978-5-4263-0360-7